|
|
N°152, 22 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрывная трасса
Покрышки с трудом выдерживали турецкую жару
Кими Райкконен из команды «Макларен» вписал свое имя в историю Гран-при Турции как первый победитель нового этапа чемпионата мира в классе «Формула-1». Выиграв пятую гонку в сезоне, финн на два очка сократил отставание в личном зачете от Фернандо Алонсо, закончившего дистанцию вторым. Партнер Райкконена Хуан Пабло Монтойя за два круга до финиша не сумел сдержать натиск испанца и уступил ему второе место, оставшись третьим.
Турция в конце августа больше располагает к отдыху на пляже, чем к тяжелой работе, которой, несомненно, являются гонки «Формулы-1». Жара и песок вокруг новой трассы начали делать свое черное дело уже во время квалификации, отправляя пилотов отдыхать раньше времени. Открылась сессия пожаром на «Минарди» Роберта Дорнбоса -- перегрелись тормозные диски. До открытия автодрома почти все гонщики обращали внимание на восьмой поворот (трасса пока не имеет собственной истории, поэтому топонимика ограничивается простым перечислением номеров поворотов). В коварном характере этого быстрого затяжного виража в квалификации успели убедиться два чемпиона мира и оба пилота БАР-«Хонда», но только Жаку Вильневу после вылета не удалось вернуться на трассу. Особенно обидно было за испорченные круги гонщикам японской команды -- на тренировках они показывали достаточно высокую скорость.
Зато Михаэль Шумахер не выглядел расстроенным. Немец признался, что ничего не ждал от этой гонки, так как машина вела себя явно хуже, чем в Венгрии. «Мы сделали шаг назад, -- признался семикратный обладатель высшего гоночного титула. -- По ходу уикенда мы не были конкурентоспособны, так что я рассчитывал на результат в районе седьмого места». Действительность оказалась еще печальнее.
В четвертый раз за сезон «поул» выиграл Кими Райкконен, сравнявшись по этому показателю с Фернандо Алонсо. Дважды из трех предыдущих попыток Кими и на финиш приходил первым. Так что как сохранить добытое в квалификации преимущество, финскому гонщику уже хорошо известно. На этот раз старт не очень удался Райкконену -- в первом повороте его настигли оба «Рено», и стартовавшему со второго места Джанкарло Физикелле удалось протиснуться впереди «Макларена». Но воспользоваться неожиданным счастьем итальянец не смог -- его машина явно проигрывала в скорости болиду Райкконена, так что восстановление статус-кво было лишь делом времени. Тем более что итальянец ускорил этот процесс, допустив ошибку в одном из поворотов. Небольшая заминка едва не сыграла на руку партнеру Джанкарло, но Алонсо не сумел оттеснить «Макларен» Райкконена с траектории, и финн вышел в лидеры. Как оказалось, до финиша. «Я знал, что мы будем быстры, но не ждал столь серьезного преимущества над «Рено», -- радовался после гонки Райкконен. -- К сожалению, я не лучшим образом стартовал, колеса забуксовали, и я отдал лидерство Физикелле, но Джанкарло немного ошибся, чуть шире зашел в поворот, и я смог отыграть позицию».
Как в свое время доставалось «Феррари» за пресловутую командную тактику, помнят все. Как правило, Скудерия прибегала к командам из боксов под занавес гонки. В «Рено» творчески переработали богатый опыт итальянских коллег и решили, что ждать финиша глупо. Впрочем, и просьбу обогнать более медленную машину напарника также нельзя квалифицировать как приказ уступить тому свое место. Как бы то ни было, но на втором круге по «просьбе» с командного мостика Алонсо обогнал Физикеллу, но и испанец не смог приблизиться к лидирующему «Макларену». Более того, уже после первого пит-стопа Монтойе удалось обогнать оба «Рено». Даже несмотря на маленькую заминку в боксах «Макларен» -- колумбиец слишком рано нажал на газ и сбил возившегося с дозаправочным шлангом механика. И если бы не проблемы с резиной, возникшей на последних кругах, Монтойя ни за что не уступил бы второго места.
Последние метры дистанции «Макларен» колумбийца двигался как по сырому асфальту. Слишком раннее торможение в злосчастном восьмом повороте, и «Джордан» Тьяго Монтейро цепляет черно-белый болид, выбивая «Макларен» с трассы. Кругом позже Монтойя уже ошибается сам, и Алонсо без борьбы его обгоняет. Но босс команды Рон Деннис не стал критиковать своего гонщика: «Он сказал нам, что контролирует ситуацию с Тьяго, но немного ошибся, и это стоило нам дубля. Таковы гонки, и самой неверной реакцией с нашей стороны была бы критика в адрес гонщика, он один из нас, все мы делаем одну работу».
С резиной мучались не только в «Макларене». Дважды взрывалась задняя правая покрышка на «Уильямсах» Марка Уэббера и Ника Хайдфельда. Команда не стала ждать третьего звонка и сняла обоих пилотов с дистанции. Турецкой пыткой можно назвать гонку и для Михаэля Шумахера. К неудаче в квалификации, смене мотора и старта из последнего ряда добавились столкновение с Уэббером, аварийная замена носового обтекателя, проблемы с «Бриджстоуном», совсем не державшим дорогу. После очередного опасного инцидента, на этот раз с участием Физикеллы, Шуми решил не испытывать судьбу и завернул в боксы. Но после схода двух «Уильямсов» и пожара на дозаправке «Заубера» Филипе Массы Шумахер вновь появился на трассе, чтобы на следующем Гран-при иметь хоть какое-то преимущество в квалификации над менее удачливыми соперниками.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Турции. 1. Райкконен («Макларен») - 1 час 24 мин. 34 сек. 2. Алонсо («Рено») -- отставание 18 сек. 3. Монтойя («Макларен») -- 19. 4. Физикелла («Рено») -- 38. 5. Баттон (БАР) -- 39. 6. Трулли («Тойота») -- 55. 7. Култхард («Ред Булл») -- 69. 8. Клиен («Ред Булл») -- 71. Чемпионат пилотов. Алонсо -- 95 очков, Райкконен -- 71, М. Шумахер -- 55, Монтойя -- 40, Трулли -- 39. Физикелла -- 35. Кубок конструкторов. «Рено» -- 130, «Макларен» -- 121, «Феррари» -- 86, «Тойота» -- 71, «Уильямс» -- 52.
Дмитрий СИТНИК