Время новостей
     N°152, 22 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2005
Фотовыставки Москвы
Обзор начнем с Московского дома фотографии, где до 31 августа можно познакомиться с тремя небезынтересными экспозициями. Об одной из них, сделанной при участии Sony программе Никиты Алексеева и Игната Данильцева «Двенадцать из Гольцхейма», наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 4 августа). Теперь о двух других проектах. MasterCard представляет ретроспективу мэтра советской фотографии Александра Абазы. Он украшал своими снимками главные журналы и газеты СССР. Правильное представление о том, как должен выглядеть военный парад на Красной площади, торжества по случаю открытия-закрытия Олимпиады, строительство братской ГЭС (или БАМа), праздничные демонстрации трудящихся мы получили благодаря снимкам Абазы. В стилистическом плане его фотографии близки работам живописцев 60--70-х годов из левого, прогрессивного крыла Московского союза художников. Темы идейно выверенные, прошедшие контроль партии и правительства. Но язык чуть-чуть развязан -- следствие полулегального интереса к эстетике авангарда, экспрессионизма, конструктивистского монтажа.

Второй сюжет, поддержанный Nescafe, осчастливит или разозлит тех, кому удалось побывать этим летом на море лишь в сладких грезах. В залах МДФ представлен «Пляжный роман» -- фотографии мест общественной релаксации с 1900 по 2000 год. Неожиданно получился концептуальный проект на тему коллективного тела и гендерной идентичности. Карамельная эротика постановочных фотографий с жеманными дамами в полосатых костюмчиках и бантиках-бабочках сменилась брутальным сексизмом советских 20-х, эры нового пластицизма, конструктивизма, комсомолок и спортсменок Дейнеки, Самохвалова. С 30-х и до перестройки у нас, известно, секса не было. И фотографии это честно отразили. Сутулые спины, угловатые позы, неухоженные тела, все прижимаются друг к другу, будто в пионерлагере до грехопадения. В новой пляжной фотографии два лейтмотива. Первый -- новорусская любовь под лозунгом «Мань, мы отдыхаем или шо?». Второй -- вуайеризм, вызванный всяческими гендерными перверсиями и аномалиями, как моделей, так и самого фотографа, модели снимающего. Обе тенденции отражают общую для нашего социума идею: хочется жить по-новому, но незнамо как.

Возможный ответ на вопрос об актуальности норм вкуса предлагает выставка галереи «Кино» под названием «Обнаженные». Вопреки тотальной секс-индустрии фотохудожники Максим Железняков, Михаил Каламкаров и Алексей Колмыков стремятся вернуть в искусство образ Прекрасной Дамы. Потому стилизуют свой метод съемки под импрессионистическую живопись с размытыми контурами, мерцающей дымкой, световым маревом. И -- поверьте на слово -- результат возбуждает куда больше, чем ню откровенных нынешних журналов.

В завершение обзора еще об одной фотовыставке в многострадальном Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Морок и гипноз времени развитого социализма 60--80-х стали темами фотографий Михаила Дашевского, мастера-самоучки, доктора технических наук, специалиста по виброзащите зданий. Он фотографировал в стол. Его беспристрастный глаз видел и фиксировал мелочи жизни, предъявление которых в брежневскую эпоху грозило много чем. Сегодня работы Дашевского выставлены в Сахаровском центре. Есть надежда, что в суд на художника не подадут.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки