Время новостей
     N°151, 19 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2005
"Это будет центр на уровне Бурже..."
Конструкторам самолетов не место в Москве
На вчерашней пресс-конференции, фактически поводящей итог рабочей части авиасалона МАКС-2005, глава Федерального агентства по промышленности (ФАП) Борис Алешин высказался за перевод всех авиационных конструкторских бюро России в подмосковный город Жуковский. Г-н Алешин признал, что последствия возможной реализации этой идеи еще как следует не обдуманы. Тем не менее, считает он, Москва, где расположены сейчас ведущие авиаконструкторские фирмы страны, совсем не подходящее место для таких предприятий.

Впервые о желательности свезти все авиационные КБ в одно место упомянул генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов 16 августа, в день открытия МАКСа. Прибывшему в Жуковский президенту Владимиру Путину он рассказал о концепции создания в этом городе технического выставочного центра с правами свободной экономической зоны. Здесь же можно было сконцентрировать авиастроительные КБ, предложил г-н Чемезов.

Вчерашние выступления гг. Чемезова и Алешина на пресс-конференции, завершившей закрытый для широкой публики этап работы салона, показали, что идея переезда, хотя и не продумана со всех сторон, чистой импровизацией не была. Борис Алешин прямо признал: "Концепция экономической зоны носит пока предварительный характер. ... Я очень осторожно высказываю точку зрения, которая еще недоформулирована".

Вместе с тем он заявил, что авиаконструкторский потенциал, созданный в Жуковском в советское время, сейчас используется неэффективно, потому что "все это разорвано: исследовательские институты здесь, а большинство проектных фирм -- в Москве". Действительно, в Жуковском расположено несколько отраслевых научных учреждений, самые крупные из которых -- Летно-испытательный институт им. Громова (ЛИИ) и Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского (ЦАГИ). В то же время проектные организации -- наследники прославленных советских КБ Микояна, Сухого, Ильюшина, Туполева и Яковлева -- находятся в черте Москвы. Все они пользуются оборудованием и территорией ЦАГИ и ЛИИ. Эти институты выполняют заказы и для авиастроительных фирм, расположенных еще дальше -- в Северной (Boeing) и Южной Америке (Embraer), а также Западной Европе (Airbus).

"Совершенно очевидно, что вторую жизнь в российское авиастроение может вдохнуть только концентрация", -- констатировал вчера Борис Алешин. Он привел еще один довод в пользу территориального совмещения научно-испытательных и проектных авиационных организаций. "Предприятие (авиационное. -- Ред.) в центре Москвы -- это омертвленный капитал", -- отметил г-н Алешин.

Глава ФАП признал, что контуры будущего выставочного центра и технопарка в Жуковском разглядеть пока сложно. Сооружения, в которых проходит нынешний МАКС, г-н Алешин описал как "кургузое строительство без единого архитектурного плана". Тем не менее он выразил уверенность, что "в будущем это будет экспозиционный центр на уровне Бурже, и уж точно не меньше Фарнборо". Г-на Алешина поддержал г-н Чемезов. "Вас не радует этот сарай, -- сказал он, имея в виду ангар, где проходила пресс-конференция. -- Меня он тоже не радует. Я предлагаю создать здесь современный центр".

Экономический анализ этого проекта еще впереди. Но уже сейчас г-н Алешин считает: "Почему бы не пофантазировать? И, как мы докладывали президенту, не перенести все московские площадки сюда?"

В первый день салона главы крупных российских авиастроительных фирм в частном порядке высказывались о гипотетическом переезде в Жуковский скорее скептически, упирая на огромные организационные и финансовые трудности, связанные с таким предприятием. Однако вчера авторов идеи публично поддержал генеральный директор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов. "Мы поддерживаем идею перенести науку и испытания в Жуковский", -- сказал он. Правда, тут же попросил оставить хотя бы серийные заводы там, где они находятся сейчас, то есть в российских провинциальных городах.

Михаил КУКУШКИН