|
|
N°148, 17 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минус два переворота
Генпрокуратура разоблачила заговор ваххабитов на Северном Кавказе
О предотвращении антиконституционных переворотов сразу в двух российских республиках -- Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- объявил вчера генеральный прокурор Владимир Устинов. По его словам, сотрудникам спецслужб удалось задержать группу ваххабитов, которые собирались создать на территории Северного Кавказа новое мусульманское государство. Причем к мятежу они подготовились основательно, и вчера весь день следователи изымали оружие из тайников. Одновременно появилась информация о возможной причастности арестованных к терактам в Москве, Волгодонске, Ставропольском крае. Правда, власти и спецслужбы в самих этих республиках к победной реляции г-на Устинова отнеслись с удивлением -- там считают, что 15--20 полубездельников-полубандитов, которых он имел в виду, вряд ли можно рассматривать как реальную силу. Хотя, возможно, за такой реакцией может крыться их нежелание признавать свои просчеты.
По словам представителей управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу, еще во время первой чеченской кампании часть задержанных успела пройти обучение в диверсионной школе Хаттаба, а некоторые и повоевать на стороне боевиков. Вернувшись в Карачаево-Черкесию, ваххабиты начали вести активную пропаганду и организовывать в селах так называемые джамааты -- общины ваххабитов. Своим центром сепаратисты избрали город Усть-Джегуту Московского района КЧР, а их лидерами стали Хызыр Салпагаров и объявленный ныне в розыск за взрывы в Москве Ачимез Гочияев. Первый отвечал за идеологическую линию, второй готовил диверсантов и теракты. Вскоре ваххабиты стали объезжать многочисленные города и селения Северного Кавказа и склонять местных жителей к своей вере, выступая в мечетях. К 1998 году, по словам следователей, сепаратистам удалось создать целую сеть своих общин сразу в нескольких республиках, а их руководящий костяк выглядел следующим образом: Хызыр Салпагаров был объявлен амиром имамов (имам -- духовный руководитель джамаата, а амир -- лидер всех имамов) КЧР. Его ближайшими сподвижниками по идеологической линии стали имам джамаата станицы Сторожевой Рамазан Гочияев и имам джамаата Усть-Джегуты Эдуард Харатоков. Ачимез Гочияев руководил подготовкой боевиков, готовил склады с оружием, едой, одеждой и прочим. По замыслам лидеров ваххабитов, в один день представители всех джамаатов КЧР и КБР должны были объединиться, достать из тайников все необходимое и захватить власть в этих двух республиках. Эта территория должна была стать основой нового исламского государства. Причем, как уверяют следователи, сепаратисты даже уже наметили для своей операции определенную дату, однако этому помешало вторжение чеченских боевиков в Дагестан и последующая война.
Дальше судьба этой группы ваххабитов складывалась по-разному. Ачимез Гочияев вместе со своей командой диверсантов начал проводить по приказу из Чечни теракты, в том числе в Москве и других городах. Салпагаров же с подручными продолжал разъезжать по республикам, занимаясь идеологической пропагандой. По словам следователей, амир до последнего не оставлял идею о захвате власти, поэтому тщательно следил за пополнением тайников с оружием и едой. Вплотную разработкой сепаратистов спецслужбы занялись в марте этого года после того, как подчиненные Салпагарова и Ачимеза Гочияева организовали взрывы в Минводах, Ессентуках и окрестностях Черкесска. Тогда милиционерам удалось арестовать Арасула Хубиева, который ехал в машине, начиненной взрывчаткой. Когда эксперты стали осматривать автомобиль, бомба сработала, и они погибли. На допросах Хубиев рассказал о тех ваххабитах из группы Салпагарова, которых знал. Вскоре восемь человек задержали на границе КЧР и КБР. А недавно оперативники схватили их главарей: Рамазана Гочияева, Хызыра Салпагарова и Эдуарда Харатокова. Всем им предъявили обвинения в организации преступного сообщества, участии в незаконных вооруженных формированиях, действиях, направленных на насильственный захват власти, организации вооруженного мятежа.
На допросах часть арестованных признались в подготовке переворота в КЧР и КБР, а также указали места, где находятся тайники. Вчера сотрудники прокуратуры занимались выемкой оружия из одного такого «схрона» в Кабардино-Балкарии. Что касается причастности данной группы ваххабитов к крупным терактам в Москве и других городах, то эта информация, по словам представителей Генпрокуратуры, еще требует уточнения. Хотя, учитывая близкое знакомство боевиков с Ачимезом Гочияевым, такую возможность исключать нельзя.
В самой КЧР к последним заявлениям Устинова отнеслись скептически. «Все это больше домыслы, -- заявил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» один из сотрудников местного РУБОП, участвовавший в задержании. -- По большой части эти ваххабиты были обыкновенными бездельниками, разъезжавшими по республике и занимавшимися агитацией. Однако на нее мало кто реагировал. Да и среди чеченских полевых командиров, по нашей информации, особым почетом они не пользовались». В УФСБ КЧР тоже сказали, что ничего не слышали о подготовке переворота. Не знают о мятеже и в местном совбезе.
Александр ШВАРЕВ