|
|
N°151, 19 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не в деньгах счастье
Правительство приняло бюджет и дало прогноз
При рекордном количестве денег в стране -- стабилизационный фонд и золотовалютные резервы вместе в 2008 году могут составить астрономическую сумму порядка 400 млрд (!) долларов -- России не удастся удвоить ВВП к 2010 году. Таков главный итог вчерашнего заседания правительства.
Принимая бюджет на 2006 год, правительство, как выразился министр обороны Сергей Иванов, «пропело осанну экономическому блоку». «Впервые продуктивно поработал с Минфином и МЭРТ», -- подхватывал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. «Впервые нас услышали», -- вторил ему глава МВД Рашид Нургалиев.
«Новаторские документы», -- заявил не страдающий пафосностью вице-премьер Александр Жуков, дав это определение не только бюджету-2006, но и социально-экономическому прогнозу до 2008 года. И только премьер Михаил Фрадков не был в полном восторге. В целом оценив положительно и бюджет, и прогноз социально-экономического развития, он сказал: «Мы последовательно шли к бюджету развития. Начинаем получать первые плоды. Но только первые!»
Прогноз не догма, а руководство к действию. С таким постулатом на заседании кабинета министров выступил Герман Греф. Говоря об основных параметрах социально-экономического развития, он дал понять, что прогноз в зависимости от мировой конъюнктуры может меняться «в ту или иную сторону». Однако этот либеральный подход не разделил премьер. Он довольно жестко объяснил г-ну Грефу, что прогноз может измениться только в одну сторону: «О понижении не может быть и речи. Сосредоточьтесь на росте. К 1 октября поставьте точку в проектировках (имеется в виду среднесрочная программа. -- Ред.). Нам все-таки необходимо выйти на удвоение». И приободрил подчиненного: «Герман Оскарович, с каждым вашим докладом картинка становится все яснее и яснее. Но еще не вечер».
У г-на Грефа, очевидно, на сей счет оптимизма не добавилось. К 2010 году ВВП не удваивается, будь он хоть сам президент. Главный экономист уже от одного лишь упоминания об удвоении впадает в раздражение. «В прогнозе есть все цифры (рост ВВП в 2006 году -- 5,8%, 2007-м -- 6%, 2008-м -- 6%. -- Ред.). Что еще можно комментировать?!» -- сказал он журналистам в перерыве заседания кабинета.
Оказалось, что членам правительства нынче приятнее комментировать даже инфляцию. Борьбе с этим злом в основном и были посвящены доклады министра финансов Алексея Кудрина и главы Центрального банка Сергея Игнатьева. Представляя коллегам проект бюджета-2006, г-н Кудрин сказал: «Мы создаем модель низкоинфляционной экономики». «Снижение инфляции -- это и борьба с бедностью!» -- пояснил министр. «В прогнозе Герман Оскарович представил амбициозные показатели, -- похвалил он коллегу. -- Но у нас много рисков на пути их достижения. И в первую очередь речь об инфляции».
Главному финансисту и правда есть чего бояться. Он сам признался, что в бюджете-2006 заложен беспрецедентный рост непроцентных расходов: 24,4% по сравнению с 2005-м. Причем прирост доходов, которые должны все это покрыть, произойдет не за счет роста экономики, а за счет высоких цен на нефть. Так что низкоинфляционная модель как раз пока не вырисовывается. Скорее, наоборот.
Министр финансов по традиции предложил правительству «позаботиться о сбалансированности бюджета», «выдержать заданные президентом параметры роста непроцентных расходов». То есть на уровне роста экономики -- 6%, а не в четыре раза больше. Перепуганные коллеги поинтересовались у министра, не собирается ли он для сбалансированности сокращать объем социальных обязательств. И даже назвали цифру: прогноз предполагает в 2007 году снижение расходов аж на 1% ВВП. «Это не сокращение. Нам не удастся нарастить обязательства. Но все действующие будут исполнены», -- пояснил главный финансист, нисколько не заботясь о том, что речь идет о предвыборном для депутатов годе.
Зато в "святой" год президентских выборов -- 2008-й -- г-н Кудрин клятвенно пообещал облагодетельствовать народ наращиванием социальных обязательств. По его словам, на эти цели уже запланировано 90 млрд руб. дополнительных доходов.
Председатель Центробанка Сергей Игнатьев о способностях «денежных властей» полностью контролировать инфляцию отозвался скептически. Из его речи можно было сделать вывод, что ЖКХ, мясо и птица, а также овощи и фрукты, разгоняющие инфляцию, гораздо сильнее, чем пытающийся блокировать ее стабилизационный фонд. А уж опасность роста цен на бензин в конце года способна довести инфляцию до прошлогодних высот -- более 11%. Г-н Игнатьев в очередной раз призвал правительство что-либо предпринять в отношении нефтяных пошлин. Однако премьер порекомендовал ему искать «более тонкие инструменты монетарного характера». «Стабилизационный фонд не единственный инструмент», -- заметил г-н Фрадков.
Выслушав дискуссию между Сергеем Игнатьевым и Германом Грефом о том, что негативнее влияет на экономику, цена на газ или на нефть (глава ЦБ утверждал, что цены на газ влияют минимально, а на нефть -- максимально), премьер вдруг спросил: «А у вас в ЦБ как с аналитикой?». «Усилим аналитику», -- пообещал г-н Игнатьев.
Одним бюджетом-2006 кабинет министров не ограничился. Были утверждены также бюджеты фондов обязательного медицинского и социального страхования на будущий год. Дискуссии по этому поводу не возникло. Правда, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сообщил одну интересную цифру: по данным на 1 августа, лишь 14--15% льготников отказались от натуральных льгот в 2006 году в пользу денежных компенсаций. Так что монетизация народу по-прежнему не нравится.
Под занавес правительство утвердило положение о новом Федеральном агентстве по управлению свободными экономическими зонами. Известно, что места в столь модном заведении уже распределены. Единственное, чего еще остается подождать, так это принятия положения об Инвестиционном фонде имени Грефа. Премьер-министр потребовал от главы МЭРТ внести это положение в кратчайшие сроки. «Вот сейчас если договоримся с Кудриным, то внесем хоть завтра», -- съехидничал г-н Греф.
Вера КУЗНЕЦОВА