Время новостей
     N°151, 19 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2005
Тайна ГКЧП
Россияне до сих пор не понимают, почему распался СССР
Сегодня исполняется 14 лет августовскому путчу 1991 года -- попытке свержения группой высокопоставленных чиновников во главе с вице-президентом СССР Геннадием Янаевым президента Михаила Горбачева, приведшей к скорому распаду Советского Союза. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне сейчас оценивают ту ситуацию. Выяснилось, что со временем число одобряющих действия Бориса Ельцина, возглавившего борьбу с путчистами, постепенно увеличивается. Правда, за счет тех, кто уже не может вспомнить, каких политических взглядов придерживался полтора десятка лет назад.

15% респондентов отмечают, что в августе 1991 года их симпатии были на стороне ГКЧП. Число тех, кто, по их воспоминаниям, отдавал предпочтение Борису Ельцину и другим противникам ГКЧП, возросло за последние три года с 21 до 27%. Доля указывающих, что в то время не успели разобраться в ситуации, составила 40%.

В 2001 году сторонников ГКЧП насчитывалось 14%, противников -- 28%. Тогда сознались, что просто не успели разобраться в ситуации, 31% россиян. При этом со временем оценки того, кто в 1991 году был прав, несколько изменились. Через десять лет после путча правоту ГКЧП ощущало 14% россиян, 24% уверились в правоте Бориса Ельцина, а 44% так и затруднились ответить, кто же был прав в 1991 году.

Директор отдела аналитических исследований Владимир Петухов считает, что, несмотря на большое количество неопределившихся, равнодушными люди не были: «Сегодня они говорят, что, несмотря на то, что большинство из них не принимало непосредственного участия, поскольку события происходили в Москве, у них достаточно отчетливо были выражены симпатии в 1991 году. Цифры говорят, что 30% были все-таки на стороне противников ГКЧП во время путча. И только 13%, в два раза меньше, были на стороне путчистов. Хотя немало, около трети, тех, кто заявил, что они не поняли, что произошло, и они сегодня даже не могут вспомнить, какую позицию тогда занимали».

Сегодня избиратели «Единой России» и ЛДПР отмечают, что в 1991 году они симпатизировали скорее Борису Ельцину, -- 12% опрошенных выступало за ГКЧП, 29% -- против. Сторонники КПРФ 15 лет назад склонялись к поддержке ГКЧП -- 41%. И только 20% избирателей Компартии были против. Симпатии избирателей «Родины» разделились тогда почти поровну, с едва заметным перевесом в пользу ГКЧП (32 и 28%).

Социологи попросили россиян представить, как бы они действовали, если бы сейчас удалось вернуться в те августовские дни. Выяснилось, что 18% отдали бы предпочтение ГКЧП, и только 13% -- Борису Ельцину. Симпатии избирателей КПРФ в гипотетической ситуации, как и в реальной, были бы чаще на стороне ГКЧП. Причем распределение предпочтений стало бы еще более ярко выраженным: 47% поддержали бы ГКЧП и только 15% были бы против. Избиратели «Родины» в отличие от реальной ситуации заметно чаще симпатизировали бы сторонникам ГКЧП (35 и 12%). Среди избирателей «Единой России» доли сторонников и противников ГКЧП сравнялись бы -- их было бы по 15%. Еще год назад избиратели «Единой России» скорее бы выступили за Бориса Ельцина. Избиратели ЛДПР сейчас полагают, что отдали бы симпатии ГКЧП, хотя в прошлом году доли сторонников и противников ГКЧП здесь были примерно равны.

За прошедшие годы принципиальных изменений в оценках событий августа 1991 года не произошло. Почти половина опрошенных (47%) сейчас рассматривают эти события как эпизод борьбы за власть между разными группами в высшем руководстве страны. Постепенно число сторонников этой идеи уменьшается -- в 1994 году так считало 53%. При этом постепенно растет число тех, кто сейчас не может определиться в своих оценках. Доля тех, кто считает те события трагедией, имевшей гибельные последствия для страны и народа, по-прежнему выше доли тех, кто оценивает ту ситуацию как победу демократии, покончившей с властью КПСС. Процент респондентов, для кого это стало трагедией, возрос с 1994 года с 27 до 32%. Доля тех, для кого события августа 1991 года символизировали победу демократии, осталась примерно на том же уровне -- 7% через три года после трагедии и 11% сейчас.

Татьяна АЛИПОВА