|
|
N°150, 18 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парт-арт
Сувенирная продукция становится для российских партий правилом хорошего тона
Партийные аксессуары не только неотъемлемый элемент политической пропаганды, но и способ самовыражения. Каждая уважающая себя политическая партия стремится вложить в них что-то свое, продемонстрировать богатство фантазии, выработать свой фирменный стиль и вложить в простую вещицу если не частичку души, то хотя бы частичку своей идеологии. При этом у партии должно присутствовать чувство меры, ведь недостаточно аскетичный аксессуар непременно породит у избирателя вопросы о скрытых источниках финансирования, вызовет в воображении простого труженика целый пантеон опальных олигархов. К слову, себестоимость одного партийного флага 30 руб., майки -- около 100.
Помимо стандартного джентльменского набора каждой партии -- флаги, ручки, эмблемы, майки, значки, пакеты, календарики -- креативная мысль партийных функционеров стремится породить что-то свое, особенное. Например, КПРФ выпускает ностальгические будильники советского образца -- огромные, с оглушительным звонком и громким тиканьем. Естественно, красные. Популярностью в партийных кругах пользуются также ручки с гравировкой в виде автографа Геннадия Зюганова, а также необходимые в быту предметы -- зажигалки, открывашки, рулетки.
Здоровый творческий юмор присутствует в партийной атрибутике ЛДПР -- пожалуй, самой щедрой при "раздаче слонов", то есть зажигалок, ручек, маек «ЛДПР» необъятного размера с надписью на спине «Приходи за второй» и, конечно, хитом партийной агитации -- кассетами и дисками «Поет Владимир Жириновский» с нестареющим хитом про ковбоя Буша. Хотя в свое время либерально-демократический вождь утверждал, что на скандальной видеозаписи, которая легла в основу этого музыкального шедевра, «не он и голос не его».
Какие, однако, высокие цели ни ставили бы перед собой творцы парт-арта, а народ все равно использует их творения в утилитарных целях. Вот, скажем, понадобился Виктору Ющенко народ, много народу -- и появились на свет гениальные оранжевые шарфики. Предмет одежды, недорогой, но заметный и неотъемлемый в конкретном сезоне, уже сам по себе агитировал за «оранжевую революцию», даже когда согревал шею гражданина чисто случайно.
С этой находкой может сравниться лишь изобретение Григория Явлинского, когда каждый плод с яблони или его рукотворный образ лишний раз напоминают о партии «Яблоко». В магазинах "Икеа" соломенные яблоки идут нарасхват -- одно из них украшало даже стол самого Григория Алексеевича во времена его работы в Думе. «У нас за годы существования партии скопилась целая коллекция яблок -- деревянных, хрустальных, стеклянных, -- рассказывает лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин. -- Традиционной формой политической агитации является также раздача съедобных яблок на Яблочный Спас». Партия, чьим электоратом всегда считалась интеллигенция, выпускала коврики для компьютерных мышей с партийной символикой, а также большие пивные кружки.
Однако сегодня российские партии, вероятно, в народе не особенно нуждаются. Практически вся их атрибутика нацелена на товарищей по партии, на одобрение руководства, на самовыражение, наконец. Даже та, что по форме определенно ориентирована на улицу. Как, например, зонт «Единая Россия» с медведем на крыше. Лидеры партии не могли не оценить по достоинству идею, заложенную в суперразмер зонта: под такой крышей всегда сухо и уютно. К тому же он нескладной, что хотя и неудобно, зато на ассоциативном уровне вполне вызовет мысль о непримиримости и несгибаемости партии в отстаивании своих позиций. Автор идеи, наверное, ходил именинником, был немало премирован и вошел в какую-нибудь десятку лучших артпиарщиков.
Но кто видел этот зонтик? Кто видел надпись «Единая Россия»? Ведь зонт раскрывают, как правило, во время дождя. Кому адресованы надпись «Единая Россия» и медведь? Пассажирам самолетов? Ангелам? Господу Богу? К тому же в эпоху миниатюризации трудно себе представить того подвижника, который станет таскать с собой нескладывающегося мастодонта ради того, чтобы блеснуть принадлежностью к партии власти перед хлябями небесными. Значит, выдающееся творение парт-арта себестоимостью 250 руб. за штуку в лучшем случае украсит прихожие самих единороссов, в самопропаганде не нуждающихся.
Если партия не заинтересована в притоке народа, то электорат в любом случае никогда не бывает лишним, особенно в преддверии выборов. А выборы буквально на носу -- в Московскую городскую думу. Так, может, хотя бы к выборам придумано что-нибудь интересное для избирательских масс? Может быть. Но это секрет. Андрей Метельский, руководитель фракции «Единая Россия» в Мосгордуме, так и сказал корреспонденту «Времени новостей»: «Наша партия имеет свою символику, это правило хорошего тона. В избирательную кампанию в Московскую городскую думу мы, конечно, выпустим новые партийные аксессуары, но какие именно, я пока разглашать не буду, сами все увидите».
Не странно ли? Партия скрывает от прессы символику, предназначенную для агитации. Сюрреализм в парт-арте. Ему можно найти только два объяснения: партии нечем похвастать, и партию вся эта суета не слишком занимает, так как все уже предрешено.
Если у «Единой России» нет проблем, то остальные партии отчаянно нуждаются и в новых идеях, и в новом наглядном воплощении этих идей, которое привлечет внимание и расположит народные массы. Чем нас, к примеру, намерен порадовать СПС, сейчас активно ищущий такого расположения? Подставками для пива с логотипом правых. Ну и правильно, электорат СПС в метро не ездит, под дождем не мокнет, так пускай любуется на партийную символику дома, ведь красивую и функциональную подставку ее счастливые обладатели скорее пристроят к делу, чем отправят в помойное ведро. А попадет она в нужные СПС квартиры через почтовые ящики -- благо расслоение домов на пролетарские и элитные давно состоялось. Сейчас в аппарате партии то ли в шутку, то ли всерьез рассматривают идею выпуска обрезателей для сигар. Тоже оригинально и целенаправленно: сигары -- это стильно, это модно и их любит новый лидер СПС Никита Белых. Правда, вот незадача: в пару с подставкой для пива обрезатели не подходят, здесь более уместен оригинальный штопор или какой-нибудь коньячный аксессуар.
Молодежная «Родина», судя по адресности партийной атрибутики, больше намерена вариться в собственном котле, чем заварить кашу на площадях. Сергей Шаргунов, лидер молодежной «Родины», сказал "Времени новостей": «Мы не стремимся к какой-то экзотике. Считаем, что главное -- достижение политических задач, а уж потом всякие причиндалы. У нас традиционно есть майки, знамена. А еще мы придумали самым активным активистам выдавать оловянных солдатиков-родинцев».
Оловянные солдатики партии -- это круто и где-то даже самокритично. Хорошо бы другим партиям перехватить идею, тогда появились бы коллекционеры солдатиков разных партий, возникла бы здоровая конкуренция...
В целом же молодым партиям можно посоветовать учиться, учиться и учиться у партий-ветеранов, которых в России не так и много. А точнее, всего одна. Вот кто грамотно и четко ориентированно использует всю богатую гамму партийной атрибутики, так это КПРФ. Есть вещицы для молодежи, есть для активистов, есть для улицы. Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ, такую информацию от прессы не скрывает: «Мы ежегодно выпускаем флаги тиражом 5 тыс. экземпляров, рассылаем их по регионам. Сейчас у нас четкий фирменный стиль -- все флаги одного размера. Есть также майки, бейсболки. Майки нескольких видов -- с партийной символикой и портретом Че Гевары. К 7 ноября 2003 года мы выпустили буденовки, которые пользовались большой популярностью. Возможно, мы снова их выпустим к выборам в Мосгордуму. Большим успехом пользуются шарфы. Они двух видов -- шелковые и полушерстяные. Часы -- будильники, карманные и наручные, открывашки в форме кулака. Еще были, но уже разошлись чайные сервизы. А к выставке партий в Манеже в 2003 году КПРФ выпустила даже блузки и рубашки со своей символикой».
Фирменный цвет КПРФ, как известно, красный. В ту пору, когда «Родина» старалась перехватить у коммунистов часть электората, она остроумно, хотя и недальновидно, прибрала к рукам "коммунистический" цвет. Теперь приходится постепенно переходить на желтый. Только он тоже занят -- «Единой Россией». Правда, в сочетании с фиолетовым. И такая депрессивная цветовая партийная гамма опять же свидетельствует о чем угодно -- например, об отсутствии в аппарате штатного консультанта-психолога, -- но только не о стремлении расширить ряды единомышленников, не говоря уже о том, что желтый -- цвет расставания.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА