|
|
N°149, 17 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На связи
Президент Абхазии летает в Москву чаще своего предшественника
Президент непризнанной республики Абхазия Сергей Багапш вернется сегодня в Сухуми из Москвы. В российской столице он встречался с представителями правительства, фамилии и должности которых, как обычно в таких случаях, не уточняются, чтобы не вызывать дипломатического скандала.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба сообщил, что глава республики общается в российской столице «с руководителями ведомств и организаций, в том числе и частных». По словам министра, обсуждаются в основном социально-экономические вопросы. Но сам же дал понять, что речь идет и о политике: «Когда наши соседи из Грузии едут в Вашингтон, мы приезжаем в Москву. Во-первых, ближе, а во-вторых, нас с Москвой традиционно связывают давние экономические отношения, и мы стараемся их не прерывать».
В последний раз экономические отношения были прерваны по инициативе России: минувшей зимой, в самый пик сезона сбора цитрусовых, Краснодарский край закрыл таможенную границу с Абхазией, чуть не лишив жителей республики, где более 90% населения имеет российские паспорта, основной статьи доходов. Никто и не пытался скрыть, что таким образом Россия решила повлиять на исход абхазских президентских выборов. Первое голосование, состоявшееся осенью, не выявило явного победителя: сторонники каждого из двух фаворитов готовы были оспаривать победу у соперника, в том числе и с оружием в руках. Россия сделала ставку на экс-премьера Абхазии Рауля Хаджимбу, а его конкурента Сергея Багапша то и дело обвиняли в предательстве и чуть ли не шпионаже в пользу Грузии. В декабре в Абхазии едва не началась гражданская война. Предотвратить ее помогла только договоренность двух лидеров о проведении новых выборов, на которые они вышли одной командой -- Сергей Багапш как кандидат в президенты, а Рауль Хаджимба -- в вице-президенты.
Несмотря на специально принятые поправки в законодательство, расширявшие функции вице-президента, после победы «дуэта» г-н Хаджимба так и не стал самостоятельной политической фигурой. Но Сергей Багапш, которого в Москве рассматривали исключительно как противника, оказался вполне лоялен по отношению к России. За первые полгода своего президентства он нанес, кажется, больше визитов в Москву, чем его предшественник Владислав Ардзинба за 11 лет своего бессменного правления. Вопреки прогнозам, новый президент весьма старательно демонстрирует, что солнце для Абхазии по-прежнему восходит на севере.
Визит абхазского лидера в Москву совпал с новым явным обострением грузино-абхазских отношений. С понедельника в Абхазии начаты беспрецедентные военные учения, в которых участвует до 6 тыс. солдат, офицеров и резервистов. Учения продлятся еще несколько дней -- президент Багапш, по конституции являющийся главнокомандующим, собирается лично наблюдать за окончанием маневров. Официальный Тбилиси уже объявил учения недопустимыми, а грузинский министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава обвинил Россию в том, что она поставляет в непризнанную республику оружие и готовит на ее территории вооруженные формирования.
Кроме того, Грузия возмущена отказом абхазских властей включить двух грузинских экспертов в группу, которая должна в ближайшие дни провести инспекцию абхазского отрезка Грузинской железной дороги. МИД Абхазии в весьма жесткой форме объявил, что эти двое грузин являются в республике персонами нон грата. Грузия в свою очередь сочла такое решение дискриминационным и выразила надежду на влияние России в обеспечении участия грузинских экспертов в обследовании дороги. Во время московских встреч Сергея Багапша обе эти ситуации -- с учениями и железной дорогой -- определенно обсуждались. Но едва ли можно предполагать, что московские собеседники рекомендовали абхазскому лидеру смягчить позицию.
Иван СУХОВ