|
|
N°148, 17 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюрократический стандарт
Ведомство Германа Грефа предлагает верить производителям
Главный «дерегулятор» российской экономики -- Министерство экономического развития получило возможность оценить реальный масштаб того, с чем борется. Разработанный ведомством закон «О стандартизации и подтверждении соответствия» (из пакета по дебюрократизации экономики) необходимо согласовать в 55 министерствах и ведомствах. Госстандарт разослал всем ведомствам свои предложения по изменению законодательства. А поскольку в планах правительства уже в сентябре рассмотреть законопроект и внести его в Госдуму, бои идут нешуточные.
Закон разрабатывает правила сертификации товаров и услуг. Сейчас в России сертифицируется более 80% продукции. Цена вопроса -- 150 млн долл. в год, причем в сумму включены только средства, которые предприятия ежегодно относят в 104 центра по сертификации.
Перечень сертифицируемых товаров ежегодно расширяется. Этому не мешает даже то, что он утверждается правительством. А потому основные баталии развернулись вокруг перечня. МЭРТ предложил существенно его сократить, и внести в текст закона. В этом случае в него будет труднее вносить дополнения. Госстандарт выступает против.
Вначале МЭРТ предлагал сделать сертификацию обязательной лишь в случаях, когда продукция закупается государством. Для остальной продукции критерием обязательной сертификации является соответствие критериям безопасности, в том числе проверка на электромагнитную совместимость приборов. В ходе согласований перечень начал разрастаться. Сейчас в него входят: детские товары, авиационная техника и автомобили, средства индивидуальной защиты и (предположительно) продукция пищевой промышленности.
МЭРТ предлагает сделать процедуру выработки стандарта прозрачной и привлечь к участию в ее разработке заинтересованных лиц. Ими могут быть, например, ассоциации или союзы производителей, причем как отечественных, так и аккредитованных зарубежных. Единственное требование -- члены организации должны «держать» не менее 10% рынка по тому виду продукции, в сертификации которого хотят участвовать.
Много разногласий вызывает и способ подтверждения соответствия качества товаров. С такими случаями, когда производитель сертифицирует образец, который не имеет ничего общего с колбасой или маслом, попавшими затем в гастроном, встречался едва ли не каждый. Госстандарт тем не менее настаивает на практике сертификации образцов. МЭРТ же предлагает заменить ее декларацией изготовителя, который таким образом берет на себя ответственность за качество всей партии. Невыполнение декларации грозит ему изъятием товара, штрафом и уголовной ответственностью, предусмотренной статьей УК о недобросовестной конкуренции. Действенность этой схемы вызывает сомнения, поскольку предполагает наличие нормально работающей судебной системы.
Судя по текстам внесенных в правительство законопроектов, найти точки сближения невозможно. На нынешней стадии и ведомство Германа Грефа, и Госстандарт предпочитают не ввязываться в публичную дискуссию и от официальных комментариев отказываются. Впрочем, в МЭРТ считают, что именно их вариант будет принят за основу, поскольку при его разработке были взяты за образец западные стандарты, на которые Россия вынуждена ориентироваться, если собирается вступать в ВТО.
Екатерина КАЦ