|
|
N°149, 17 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нон-фикшн Андерсена
Известная байка гласит, что когда песня Sunshine Reggae поп-дуэта Laid Back взлетела на вершины американских чартов, от заокеанской аудитории поначалу скрывали, что эта «чисто калифорнийская» песня сработана... музыкантами из Дании, которые даже в Америке никогда толком не были. До сих пор трудно представить, что подобный «Солнечный рэгги» родом из страны, которая меньше всех ассоциируется с этим жанром. Это курьез, но вообще же Скандинавские страны традиционно едва ли не главные поставщики масскульта континентальной Европы и зачинатели всяких модных тенденций. Начиная со шведов ABBA, эдаких «Beatles диско-музыки», Скандинавские страны успешно поставляют в Европу музпроекты, кажется, всех стилей -- от «попсы галимой» и «лоходенса» до модной электроники и инди-рока. Существуют даже такие узкожанровые феномены, как «норвежский блек-метал» или «шведский прог-рок». Лидер культовой датской прог-роковой группы Royal Hunt и, кстати, наш бывший соотечественник Андрэ АНДЕРСЕН рассказал нашему корреспонденту Александру БЕЛЯЕВУ об особенностях музыкального бизнеса в Дании, своем личном опыте в этой системе и альтруизме своих соотечественников.
-- По статистике, в Дании для государственной казны музыка -- это вторая по значению статья дохода от экспорта. Причем на первом месте -- сельхозпродукция, потом -- музыка, и только после нее -- медицинское оборудование и фармацевтика. Звучит, конечно, комично, я сам этому не верил, пока не увидел опубликованный бюджет государства. Музыкальный экспорт из Дании идет какой-то гигантский. Одна из причин -- государство очень маленькое, 5 млн человек, то есть по населению примерно треть Москвы. А музыкальных течений много, и музыкантов тоже достаточно. К тому же этот бизнес здесь очень развит. Поэтому основную продукцию выгодно отправлять за рубеж.
-- Доход складывается больше из продажи альбомов или аренды студий, гастролей?
-- Да, основное -- продажа пластинок. Но и другие источники есть. Например, я знаю, что безумно популярны и пользуются большим спросом, имеют много работы всякие наши датские ремиксеры. Я плохо знаю этот жанр, но все студии, компании, с которыми я общаюсь, говорят, что за границей есть спрос на них. Из Америки присылают мастера с записями самых популярных поп-артистов уровня Дженнифер Лопес, Мадонны, а наши местные ребята (у них у всех какие-то прозвища загадочные) это все дело ремикшируют. Почему так сложилось, не знаю. Видимо, у нас есть особенно талантливые молодые люди именно в этой области.
Повторюсь, государство маленькое, после года-двух профессиональной работы надо искать новый рынок, где выступать и продавать пластинки. Как минимум надо выходить в остальную Скандинавию, потом в Германию. Почему-то у датских музыкантов всегда были очень хорошие контакты с Великобританией. Второстепенная причина зарубежной активности наших музыкантов -- большие местные налоги. За рубежом мы платим меньше.
-- Вы много гастролируете, выпускаете альбомы во всем мире, а в России благодаря вашему лейблу и кругу сочувствующих музыкальных журналистов стали культовой группой. Как ваш успех развивался?
-- Точно так же, как у всех. Единственная разница -- у меня уже тогда была своя студия, что нехарактерно для начинающей группы. Это было круто по тем временам. Это сейчас музыкант может купить компьютер, оборудовать домашнюю студию, но тогда такой легкости не было.
-- Это действительно очень круто. Как вы, в то время неизвестный клавишник, ухитрились построить собственную студию?
-- Сперва я работал в разных студиях, изучал все это дело. Потом решил открыть свою и пошел по банкам. Наконец-то нашел банк, я бы сказал, с чувством юмора. Они поверили в мой проект, рискнули одолжить денег. Я построил студию, записывал там артистов всяких и так «отбивал» деньги. Нам не надо было тратиться на запись демо-лент, а я уже сочинил какой-то репертуар, то есть наработки были. Так что можно было приступать к работе. Людей я собирал несколько лет. В какой-то момент группа начала выступать в Дании. Ну сколько у нас концертов сыграешь даже по маленьким клубам? От силы несколько десятков в год. Мы начали потихоньку вылезать из своей страны: нас регулярно приглашали в пару клубов в Швеции, потом мы до Норвегии добрались. Рассылали пленки по студиям, я даже ездил в Америку, чтобы найти для нашей музыки издателя, но в результате нашел не лейбл, а менеджера. Этот человек работал на прочную компанию со связями, он нас взял и начал нашу историю раскручивать уже с того конца. Первый альбом у нас разошелся тиражом 40--50 тыс., причем тысяч 15 было куплено в Скандинавии, в основном в Швеции. Потом японцы выпустили -- там «ушло» 20 тыс. Япония была единственная территория вне Скандинавии, где вышла эта пластинка. Это все нельзя было назвать успехом, но нас хоть как-то заметили, и со второй пластинки все немного улучшилось. Во всяком случае, второй альбом Royal Hunt выпустили даже в Америке.
-- В Японии специфический рынок. Выпуск альбома в Стране восходящего солнца --это особенно выгодно?
-- Мне кажется, это уже не так. Да, был такой период, лет 15--20 он продолжался, когда было выгодно выпускать альбомы именно в Японии. Но сегодня в нашей области, в хард-роке (я не скажу про джаз и другие жанры), это уже совершенно все равно. Доходы музыканты получают те же, что и от европейских релизов. Да, розничные цены на пластинки в Японии гораздо выше, но рекорд-компании там и тратят больше на рекламу, которая там дорогая. Соответственно, весь доход опять же нивелируется.
-- Тем не менее именно эта страна славится коллекционными переизданиями и изданиями всяких редкостей...
-- Да, вот мы после первой пластинки сделали специальный макси-сингл только для Японии. Эту пластинку теоретически можно было издать и в Европе, но мы не видели в этом смысла, потому что в Европе не развита вот эта культура покупки макси-синглов и всяких необычных релизов.
-- Главное музсобытие лета -- Live8. Почему артисты вашего жанра почти никогда не принимают участия в мероприятиях из серии «любители рок-музыки интересуются состоянием африканских долгов»?
-- Не думаю, что кто-то что-то сознательно игнорирует. Нашей группе, например, просто никто ничего подобного не предлагает. Хотя нет, один раз мы, помню, в Японии поучаствовали в сборе денег для пострадавших от стихийного бедствия. Но мы просто поступили -- предоставили всякий «мерч» и прочую меморабилию для аукциона. Мы как раз для турне пошили сувенирные кожаные куртки, очень хорошие, с логотипом Royal Hunt. Ну мы эти куртки просто отдали на аукцион, там они ушли по 3 тыс. долл., что-то типа того, и вот вся эта сумма поступила в фонд помощи. Но это нельзя назвать благотворительностью с нашей стороны, просто была возможность помочь -- почему было не пойти навстречу? А вообще, когда дело доходит до благотворительных проектов, датчане на это откликаются с энтузиазмом и дружно собирают деньги.
-- Почему?
-- Во-первых, у нас это все очень просто. То есть тебе достаточно набрать какой-то телефонный номер, чтобы у тебя со счета ушла маленькая сумма, эквивалентная десяти баксам. Поэтому датчане ухитряются в кратчайший срок собирать какие-то огромные суммы для чего угодно. По себе знаю -- включаешь телевизор, там «рекламируют» сбор денег на спасение каких-нибудь экзотических медведей. Берешь телефон, посылаешь десять баксов. Это не деньги, и сделать перевод совсем несложно, зато греет мысль, что какую-то панду лишнюю спасут.
Беседовал Александр БЕЛЯЕВ