|
|
N°148, 16 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холодная смерть
В Греции расследуют причины гибели кипрского авиалайнера
Падение кипрского авиалайнера произошло из-за технических неисправностей. Об этом вчера уверенно заявляли представители властей Греции и Кипра, основываясь на результатах проведенных спасателями исследований на месте катастрофы. Согласно заключениям экспертов 115 пассажиров, среди которых 22 -- дети, и шесть членов экипажа погибли от холода.
Эта катастрофа вызвала широкий общественный резонанс. Пассажиры и экипажи отказываются летать на самолетах кипрской компании «Гелиос», а в Евросоюзе начали говорить о том, что нужно «делать больше усилий, чтобы гарантировать для пассажиров более высокие нормы надежности самолетов».
«Боинг-737», принадлежащий кипрской компании «Гелиос» (Helios Airways), совершал маршрут из Ларнаки в Прагу. В воскресенье в 10.30 он вошел в воздушное пространство Греции над Эгейским морем. На запросы греческих диспетчеров самолет не отвечал, и на перехват авиалайнера вылетели два военных истребителя Ф-16. Летчики увидели, что командира воздушного судна на месте нет, а второй пилот лежал без сознания. Ф-16 сопровождали «Боинг» до места падения, это произошло в гористой местности, в 40 км к северу от Афин.
Версия теракта была отметена практически сразу. Министерство обороны Греции называло причиной катастрофы неисправность системы подачи кислорода или разгерметизацию салона. Это подтвердилось вчера после проведения исследований. Спасателям удалось найти тела практически всех находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Среди них был один гражданин Германии, несколько греков, а остальные -- киприоты. Кроме того, на борту находилось 22 ребенка. Специалисты сделали вывод, что причиной смерти людей стал холод. «Вскрытие показало, что большинство тел были обморожены, в том числе и те, кожа на которых была обуглена в пламени, охватившем самолет после аварии», -- рассказали в минобороны Греции. Это позволило сделать вывод: что пассажиры и экипаж умерли еще во время полета, на высоте 11,5 км, где температура воздуха достигает 50 градусов по Цельсию.
Врачи идентифицировали 30 тел погибших, которые отправят на Кипр для захоронения, но для опознания большинства тел потребуется анализ ДНК. Список пассажиров пока не обнародован. По местным законам сначала о гибели людей сообщат родственникам, которые уже прибыли в Афины специальным рейсом, а уже потом информация поступит в СМИ.
Вчера же был найден второй «черный ящик» с записью переговоров в кабине пилотов. Он был немедленно отправлен в Афины для расшифровки. Пока специалисты спорят о том, была ли разгерметизация внезапной или постепенной. В пользу первой версии высказался одни из российских экспертов, принимавший участие в расследовании более ста авиакатастроф. По его мнению, произошла мгновенная, так называемая «взрывная» разгерметизация кабины пилотов и самолета. Он также отметил, что в таких случаях «даже специально тренированные люди теряют сознание примерно за 15 секунд, если, конечно, они не успели воспользоваться кислородными масками». Другие специалисты настроены более скептически. «На борту "Боинга" произошла ползучая разгерметизация, которую экипаж вовремя не заметил и не пресек своевременным экстренным снижением, -- считает летчик-испытатель Александр Акименков. -- С подъемом самолета на высоту пять-семь тысяч метров у членов экипажа и пассажиров началось своего рода высотное опьянение, которое сопровождается неадекватными действиями». По его словам, если бы разгерметизация салона или пилотской кабины произошла мгновенно, то экипаж успел бы среагировать согласно летной инструкции.
Катастрофа выглядит загадочно. Прежде чем будут расшифрованы "черные ящики", комментировать ничего нельзя, заявил "Времени новостей" специалист одного из известных российских авиаконструкторских бюро на условиях анонимности. "Сам по себе факт гибели пассажиров и экипажа при разгерметизации самолета на высоте порядка 11 400 метров удивления, увы, не вызывает. Хотя современные самолеты оборудованы индивидуальными кислородными масками, автоматически выбрасывающимися при разгерметизации, от резкого падения температуры и давления они не спасают. Люди могли быстро погибнуть от этих факторов, а не от недостатка кислорода".
Однако это произошло бы при так называемой "взрывной разгерметизации", когда в результате террористического акта или, скажем, разрушения конструкций самолета из-за усталости металла в корпусе образуется значительное отверстие. Если верны сообщения, что как минимум один из пассажиров сумел добраться до кабины пилотов и отправить SMS-сообщение, значит, разгерметизация была не взрывной, а относительно медленной. "В таком случае непонятно, почему пилоты не предприняли экстренного снижения, которое могло бы спасти и их, и пассажиров", -- задается вопросом эксперт.
Михаил КУКУШКИН, Екатерина БУТОРИНА