|
|
N°148, 16 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полезные связи
Агентство Fitch уравняло в рейтинге "Российские железные дороги" и их акционера
Компании «Российские железные дороги» теперь будут доверять как российскому правительству. Вчера международное рейтинговое агентство Fitch присвоило РЖД самую высокую из возможных степень кредитного доверия -- приоритетный необеспеченный рейтинг в национальной валюте на уровне BBB (прогноз «стабильный»). Полученный РЖД рейтинг соответствует суверенному рейтингу Российской Федерации, который агентство недавно повысило. Таким образом, 100-процентная принадлежность государству позволила РЖД стать самой привлекательной для инвесторов компанией не только из всех российских предприятий, но и из тех, в чьем акционерном капитале присутствует доля правительства. Так, рейтинг «Газпрома» (с учетом приобретения государством контрольного пакета) находится на уровне ВВ+, РАО «ЕЭС» (госпакет 52% акций) -- В+, «Транснефти» (госпакет 100%) -- ВВ+, АЛРОСА (37% у федеральных властей и 32% в собственности правительства Якутии) -- В.
Fitch также присвоило РЖД краткосрочный рейтинг в национальной валюте на уровне F3 и приоритетный необеспеченный рейтинг по национальной шкале -- AAA(rus), а также рейтинги AAA(rus) трем выпускам облигаций компании (каждый на сумму 4 млрд руб. со сроками погашения в декабре 2005, 2007 и 2009-го). Как говорится в пресс-релизе агентства, «рейтинги отражают тесную связь РЖД с правительством РФ, а также устойчивые финансовые результаты и прибыльность компании в отдельности». Связь с правительством, поясняют представители Fitch, обусловлена тем, что 100% акций компании принадлежит государству, а также тем, что в ее уставе записано: ключевая инфраструктура должна остаться в государственной собственности. По мнению агентства, «несмотря на продолжающуюся реформу системы железнодорожного транспорта, вероятнее всего, компания сохранит контроль над ключевой инфраструктурой». Еще одним связующим фактором являются тарифы на грузовые и некоторые виды пассажирских перевозок, которые устанавливает «регулятор» по методике «издержки плюс». Эксперты Fitch полагают, что менеджмент РЖД намерен проводить неагрессивную финансовую политику. И хотя у компании есть существенная потребность в капиталовложениях в будущем, они ожидают, что вложения капитала не будут значительно превосходить средства РЖД от операционной деятельности.
Железнодорожная монополия -- первая российская компания, которая получила уже два международных инвестиционных рейтинга. Первый долгосрочный рейтинг эмитента по необеспеченным обязательствам в иностранной валюте Ваа2 был присвоен международным рейтинговым агентством Moody's Investors Service еще в июле 2004 года. По словам вице-президента РЖД Федора Андреева, это имеет ключевое значение для будущих заимствований на международных рынках, поскольку открывает доступ к совершенно другой базе инвесторов -- более высокого уровня, что соответствующим образом отразится на стоимости заимствований. Ранее руководство РЖД заявляло, что планирует в период до 2007 года направить на инвестиции около 5 млрд долл. из собственных источников, банковских кредитов, а также средств, полученных от выпуска облигаций.
Присвоение РЖД рейтинга на уровне суверенного было ожидаемым. Если у «Газпрома» все же сохраняются акционеры, интересы которых могут идти вразрез с государственными, то у РЖД корпоративные риски объективно ниже -- они совпадают с рисками, которые правительство несет как заемщик. Замгендиректора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Алла Уварова отмечает, что помимо статуса госкомпании у РЖД имеются огромные экономические возможности для роста, мощный транзитный потенциал и потенциал развития сопутствующих видов бизнеса (ремонт, а в будущем, возможно, и строительство подвижного состава).
Яна ГОДОВАНАЯ