|
|
N°148, 17 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Консолидация «больничных»
Деньги на лечение и отдых будут собраны в кулак
Правительство готово слить воедино Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Пробный вариант соответствующего законопроекта уже прибыл в Белый дом из Минэкономразвития. Его выверенную версию правительство рассмотрит в сентябре после согласования со всеми заинтересованными сторонами.
В самих фондах против объединения не возражают. В феврале слияния потребовал президент в своем послании Федеральному Собранию. В Белом доме никто не спорит. Идею если и называют «авантюрной», то лишь иногда и в узкопрофессиональных кругах.
Затея выглядит логичной. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) занимается оплатой услуг, которые оказывают пациентам поликлиники и больницы. Фонд социального страхования (ФСС) оплачивает тем же пациентам «больничные». Если оба фонда работают с «больными», то ни к чему им работать порознь. Слияние позволит рациональней использовать средства, объяснили газете «Время новостей» в пресс-службе МЭРТ.
Рачительнее, в частности, станут врачи, практикующие выдачу фиктивных «больничных». Это распространено в депрессивных регионах, где обострены проблемы с зарплатой и занятостью. Больничный лист там -- самое надежное средство получить наличные, которые в отличие от зарплаты выплачиваются без задержек. Фиктивный больной получает деньги из ФСС, а поликлиника, фиктивно обслужившая его, -- из ФОМС. После слияния, как надеются авторы законопроекта, эта практика станет невыгодной и пойдет на убыль. Ведь врач, подписывающий фиктивный «больничный», по сути, будет отдавать пациенту деньги, предназначенные медикам.
Кроме того, в МЭРТ надеются, что будет проще перераспределять средства, выделенные для здравоохранения, от богатых регионов к бедным, так как единый фонд будет федеральным. Сейчас в каждом регионе свой ФОМС, независимый от федерального: в Москву перечисляется лишь 3% всех сборов, причитающихся медицинскому страхованию из единого социального налога. При едином фонде все средства будут поступать в Москву и перераспределяться.
«Как чиновник, не вижу в слиянии ничего предосудительного», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» советник директора ФОМС Константин Лакунин. Но «по-человечески» она кажется г-ну Лакунину «несколько авантюрной». Арифметическое слияние средств двух фондов, на его взгляд, вряд ли улучшит положение здравоохранения. Деньги в ФОМС поступают от предприятий, которые ежемесячно платят по 3,6% от фонда зарплаты. Но их, по словам г-на Лакунина, нужно в два раза больше, чтобы страховая медицина, которую россияне по-прежнему считают бесплатной, не вызывала нареканий. К тому же ФОМС оплачивает лечение лишь работающих россиян. Лечение детей и стариков должны оплачивать региональные бюджеты, в которых на это хронически не хватает денег, и от слияния двух фондов они в бюджетах не появятся. Переключить же на медицинские цели часть денег, которыми располагает ФСС, не удастся, потому что и у него, по информации г-на Лакунина, нет лишних.
В Фонде социального страхования пока не комментируют грядущее слияние и не сообщают подробностей о своем финансовом состоянии. В ФСС лишь заверяют, что готовы выполнить правительственное решение. Однако, по сведениям газеты «Время новостей», финансовые возможности ФСС на пределе. В нынешнем году он получает от предприятий по 4% с фонда зарплаты, хотя в прошлые годы получал по 5,4%. На оплату «больничных» теперь стало уходить более 90% средств (прежде уходило 60--70%). Собранные деньги фонд тратит не только на выплату «больничных», но еще и на финансирование санаторно-курортной сферы с детскими лагерями. Они нынешним летом съели львиную долю резерва, который ФСС накопил в последние три года.
Как будет выправляться финансовое положение, авторы законопроекта о едином фонде пока не сообщили. Возможно, формула успеха прозвучит в сентябре. Если способов не будет, то придется освободить новый медико-социальный фонд (и, стало быть, государство) от хлопот с летним отдыхом трудящихся. Это вряд ли устроит власти. Закон должен вступить в силу в 2003 году, когда начнется предвыборная кампания.
Виктор ХАМРАЕВ