|
|
N°148, 17 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обманутый юг
Гагаузская автономия обиделась на Кишинев
У официального Кишинева появилась новая головная боль: взбунтовался юг страны, где в 1994 году было создано национально-территориальное автономное образование Гагауз Ери -- Гагаузская земля. Народное собрание автономии приостановило на своей территории действие ряда молдавских законов, в частности о бюджете, отказалось выполнять программу приватизации, принятую в Кишиневе, и обвинило молдавских коммунистов и их лидера президента Владимира Воронина в обмане избирателей края.
Как выяснилось, во время парламентских выборов в Молдавии между депутатами народного собрания Гагаузии и КПРМ было подписано соглашение. Гагаузы обязывались обеспечить коммунистам голоса на юге, что и было сделано -- 80% населения автономии проголосовало за КПРМ. Коммунисты обещали в обмен привести законодательство Молдавии в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагауз Ери, но, получив власть, о предвыборных посулах напрочь забыли. Более того, как сказали газете «Время новостей» в администрации автономии, молдавский парламент намерен вернуться к закону о правовом статусе Гагаузии и решить, нужна ли вообще такая автономия.
Ответом на подобные действия, считают гагаузы, может стать экстренный созыв депутатов всех уровней, чтобы провозгласить Гагаузскую республику, как это уже однажды было 19 августа 1990 года (этот день в автономии праздничный, он отмечается как день признания гагаузского народа). Тогда кишиневское правительство бросило против сепаратистов вооруженных волонтеров. Кровопролития не произошло только потому, что молдавские ополченцы, руководимые лично премьером Мирчей Друком, натолкнулись на тогда еще советские танки -- гагаузы обратились за помощью к армии. Четыре года после этого гагаузы жили сами по себе, создали отряды гвардейцев, перекрыли дороги, ведущие в Кишинев, и вывесили свой национальный флаг с головой волка на голубом поле.
В 1992 году произошел вооруженный конфликт на Днестре, Кишинев оказался не в состоянии контролировать как южный, так и восточный регион страны. Пришедшая в 1994 году к власти в Кишиневе аграрно-демократическая партия одну из проблем сняла. Молдавский парламент даровал югу автономию, чем сорвал аплодисменты не только у гагаузов и сочувствующих им турков, но и в Европе в целом.
Нынешний сыр-бор разгорелся из-за самого привлекательного объекта гагаузской экономики -- крупнейших в Молдавии винзаводов. Именно здесь, где на красноземах растет отборный виноград, делают лучшее молдавское «Каберне». Губительное для других культур палящее степное солнце позволяло винограду набрать столько естественного сахара, что не надо было добавлять его в приготовленное вино. Кишинев включил винзаводы в общенациональную программу приватизации. Комрат (административный центр гагаузской автономии) возмутился, так как по закону предприятия считаются собственностью Гагаузии. Молдавское правительство было бы не прочь доходы от продажи гагаузских предприятий направить в свой полупустой бюджет, гагаузская администрация -- оставить в региональном. Правовая ситуация позволяет молдаванам делать с автономией все что угодно. Принятый семь лет назад закон об особом статусе Гагауз Ери на деле оказался декларацией: он не отражен в конституции.
Председатель народного собрания Гагаузии Михаил Киндигелян сказал вашему корреспонденту, что с момента провозглашения автономии в Молдавии сменилось три парламента, избран третий президент, власть переходила от национал-радикалов к демократам и теперь вот -- к коммунистам, но к гагаузам относятся по-прежнему. «На последних парламентских выборах нас просто использовали, а потом предали». Потому народное собрание решило: если Кишинев не выполнит требований Гагаузии о законодательном оформлении автономии, последняя оставляет за собой право возвратиться к позиции 1990 года, то есть провозгласить независимую от Молдавии Гагаузскую республику. Возвратившись осенью с каникул, молдавский парламент должен либо вплотную заняться югом страны, либо рискует получить второе Приднестровье. Тирасполь внимательно отслеживает ситуацию, поскольку восточному региону Кишинев тоже предлагает автономный статус. Повторить судьбу гагаузов приднестровцы не хотят.
Турецкий разум, русская душа
Гагаузы -- тюрко-язычный народ православного вероисповедания (Гагаузская епархия подчиняется Русской Православной церкви). Поселения гагаузов есть в Болгарии, Греции, Румынии, но только в Молдавии они сохранили свое имя. Здесь их около 200 тысяч, они компактно живут в национальных селах. В школах преподается русский язык, который, несмотря на протесты Кишинева, официально признан языком межнационального общения. Более 200 лет назад предки гагаузов вместе с болгарами бежали с Балкан от турок и поселились в Буджакской степи на окраине Российской империи. О русских царях сохранили добрую память, при них гагаузы были военными, землепашцами и скотоводами, имели национальные школы, сохранили родной язык (фактически старотурецкий) и традиции. В советские времена про заселенный гагаузами Буджак все забыли. Здесь в отличие от остальной части Молдавии не было водопровода, газа, гагаузский язык не преподавался.
Внешнеэкономическая деятельность региона сориентирована в основном на Москву и Анкару. Благодаря турецкой помощи в Буджакской степи наконец-то появился водопровод, российской -- учебники для местных школ. «Альфа-банк» и другие российские инвесторы реанимировали местные винзаводы, продукция которых в основном отгружается в Россию. Сами гагаузы любят сегодня повторять, что разумом они с Турцией, а сердцем -- с Россией.
Светлана ГАМОВА, Кишинев