|
|
N°147, 15 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курорт повышенного риска
Идущие в Сочи поезда могут попасть под оползень
Поездка в Сочи на поезде превратилась в довольно рискованное мероприятие, причем существует угроза жизни не только пассажиров, но и самих железнодорожников. Такие выводы сделали специалисты Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги, проводившие на днях обследование участка полотна от Туапсе до Сочи. Только на этом относительно небольшом по протяженности отрезке весьма популярной у российских пассажиров в сезон отпусков железнодорожной трассы выявлено ровно двадцать потенциально опасных оползневых участков. Причем речь идет о таких местах, где оползни могут сорваться в любую минуту и повредить как полотно, так и идущие по нему составы. В отчете о проверке подчеркивается: «Наличие этих мест означает, что пока нельзя исключить возможности повторения происшествия 21 июня...»
Напомним, что в ту ночь, в 3 часа 15 минут, у станции Водопадной оползень сорвался со склона горы прямо под колеса направлявшегося из Сочи в Туапсе порожнего товарняка. 18 вагонов сошли с рельсов, три вагона упали с насыпи в море. К счастью, обошлось без жертв: оползень ударил в состав, когда электровоз уже проехал опасное место. Однако движение по дороге было восстановлено спустя 15 часов. Сейчас по этому в основном одноколейному пути, проложенному по Черноморскому побережью, поезда идут с интервалом всего три--пять минут: курортный сезон в разгаре, ежедневно тысячи отдыхающих или едут в Сочи, или возвращаются после отдыха домой.
Причиной июньской аварии компетентная комиссия, расследовавшая обстоятельства происшествия, признала стихийное бедствие -- мощный оползень, вызванный длительными проливными дождями. То, что 21 июня оползень ударил в товарный состав, можно назвать исключительным везением. Пассажирский поезд Адлер -- Киев опережал этот товарняк всего на три минуты. Кстати, подобное на этом участке Северо-Кавказской железной дороги уже происходило. Например, 6 августа 2003 года у станции Якорная Щель сошли сразу два оползня, и точно между ними оказался пассажирский поезд Москва -- Адлер. Тогда о том, что никто не пострадал, тоже говорили как о чуде.
В последние годы опасность для пассажиров и железнодорожников выросла в несколько раз, и, как считает начальник Краснодарского отделения СКЖД Евгений Горлаков, причина здесь не только в разгуле стихии. Ответственность за возникновение новых оползней и активизацию старых должны нести руководители многочисленных здравниц и администрации населенных пунктов, находящихся у железной дороги. Детальное обследование угрожающих железнодорожному полотну оползневых участков показало, что во многих случаях оползни провоцируются катастрофическим состоянием водопроводных и канализационных сетей сочинских сел и поселков, санаториев, пансионатов или турбаз. Трубы насквозь прогнили, из них постоянно сочится вода, подмывая склоны, под которыми проложены рельсы. Только за июль с косогоров на полотно дороги по этой причине наплыло, как утверждают железнодорожники, в общей сложности около двух тысяч кубометров грунта.
Полностью ликвидировать оползневую опасность на участке СКЖД от Туапсе до Сочи уже просто невозможно. Наверное, самым радикальным решением проблемы стал бы перенос дороги с побережья в горы, но, как недавно сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Сазонов, этот проект в силу его дороговизны пока железнодорожниками не рассматривается. Зато в РЖД сейчас разрабатывается новая система заблаговременного предупреждения о состоянии железнодорожного полотна, которую уже называют системой предупреждения катастроф. Специальные технические устройства, установленные на дороге, зафиксируют любые деформации рельсов и шпал и мгновенно передадут информацию о надвигающемся ЧП в пункты управления движением. Очевидно, что система окажется полезной лишь в том случае, если, например, оползень обрушится на рельсы перед поездом. Но 21 июня товарный состав шел по недеформированному участку как раз в тот момент, когда на него и упали камни с глиной.
Игорь ГЛАНИН, Сочи