|
|
N°146, 12 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"За пять дней проверить законность документов невозможно"
Суть предлагаемых изменений в законодательство о регистрации юридических лиц корреспонденту "Времени новостей" Эдуарду ЛОМОВЦЕВУ разъяснил старший следователь по особым важным делам Следственного комитета при МВД майор юстиции Павел СЫЧЕВ.
-- Эти поправки нужны для того, чтобы предупредить возможность незаконных захватов предприятий путем приобретения контрольного пакета предприятия, изменения руководящего состава и распродажи активов. У нас эти дела на контроле не один год. Теперь их количество перешло в качество. За прошлый год таких уголовных дел по России насчитывалось около 1,5 тыс. По сравнению с 2003 годом эта цифра выросла вдвое.
Действия захватчиков стали более откровенными, циничными. Идет стабильный рост таких преступлений, причем они становятся все более общественно опасными. Сейчас уже встречаются захваты путем разбоя, когда применяют оружие, причиняются телесные повреждения.
Как правило, преступники, прежде чем начать захват, подделывают протокол собрания учредителей, необходимые изменения в устав для назначения своего подконтрольного органа. Эти изменения вносятся в реестр юрлиц, и директор приобретает законный статус. А потом, став таким образом «законным» главой этого предприятия, заключает соглашение с частной охранной фирмой и с ее помощью входит на предприятие, ставит свою охрану. Все, захват произведен. Легитимация нового исполнительного органа происходит путем регистрации в соответствующем налоговом подразделении. Множество законодательных положений позволяют регистрировать сфальсифицированные решения учредителей. Вот мы и попытались предложить меры, чтобы предотвратить регистрацию поддельных протоколов собраний учредителей и акционеров.
Департамент экономической безопасности МВД вчера выразился проще. Сказал: «...созывать всех учредителей и акционеров». Но это нереально -- в "Газпроме", например, около 400 тыс. акционеров. Чтобы полностью защитить юрлица от захвата, можно создать громоздкую процедуру регистрации, которую надо будет проходить не один месяц. То есть, применяя меры охранительного порядка, мы ограничим свободу предпринимательства. Здесь нужно искать баланс. Но чуть-чуть усложнить процедуру и создать барьеры для захватчиков все же необходимо.
Во-первых, мы предлагаем обязать регистрирующий орган удостоверять личность заявителя в момент подачи заявления. То есть если человек пришел в налоговое подразделение, принес заявление о внесении в реестр юридических лиц, он должен предъявить свой паспорт и документ, определяющий его статус -- либо он руководитель предприятия, либо учредитель, либо конкурсный управляющий. Норму о возможности пересылки по почте документов о внесении изменений мы предлагаем исключить.
Во-вторых, предоставить регистрирующему органу право при необходимости проверять подлинность решений общих собраний юрлица. Например, принес директор протокол о назначении нового руководителя. В протоколе написано, что общее собрание в составе Иванова, Петрова, Сидорова постановило: старого директора уволить, поставить нового. Давайте мы позвоним этим людям и спросим, было такое собрание или не было, принималось такое решение или нет, подписывали они протокол или нет. Если информация подтверждается -- документы можно регистрировать.
В-третьих, предоставить учредителям, принимавшим участие в собрании, исключительное право регистрации изменений, связанных с переизбранием единоличного исполнительного органа. Учредители -- это люди, которые создают коммерческую организацию, которые общим собранием назначают руководителя, которые получают прибыль, имеют долю в имуществе.
Сейчас опосредованные собственники могут быть заявителями только при создании юрлица. А впоследствии, при внесении изменений, заявителями быть не могут. Во всех этих случаях заявителем может быть директор. Но он свои обязанности может недобросовестно исполнять. Если он не имеет права собственности на имущество, то его, кроме трудовых отношений, с компанией ничего не связывает. В результате сплошь и рядом встречаются случаи, когда директор наворовал, и его приходится убирать. А учредители заинтересованы в нормальной деятельности фирмы. Почему-то в законе о регистрации юрлиц их права урезали. Это на руку создателям фирм-однодневок, сегодня в России таких три миллиона.
Предлагаемые нами нововведения не слишком усложнят процедуру регистрации, увеличится только ее срок. На сегодня закон определяет его в пять суток -- за это время налоговый орган должен либо зарегистрировать юрлицо, либо отказать в регистрации. По сравнению с другими европейскими странами -- это просто молниеносно. Естественно, что за пять дней проверить законность документов невозможно.
|