Время новостей
     N°147, 16 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2001
Подсудимый-невидимка
Казахстанская Фемида разберется с Кажегельдиным в его отсутствие
Итальянское телевидение обнаружило в своей стране VIP-гостя -- президента Казахстана. Вездесущие папарацци высмотрели Нурсултана Назарбаева в местечке Коста-Смеральда на острове Сардиния, где он вместе с окружением арендовал одну из самых дорогих вилл. Таким образом оказалась раскрыта «государственная тайна» Казахстана -- место проведения заграничного отпуска «отца нации».

Эта информация стала засекреченной с тех пор, как два года назад в Швейцарии и США началось расследование «Казахгейта» -- дела о коррупции, в котором замешаны представители американских нефтяных компаний и высшие представители руководства Казахстана, включая как самого президента страны, так и членов его семьи. В результате г-ну Назарбаеву не стоит теперь афишировать маршруты своих неофициальных зарубежных поездок, дабы избежать угрозы получения в одной из западных стран повестки в суд для дачи показаний по «Казахгейту».

Впрочем, как показывает казахстанский же опыт, отсутствие врученной повестки в суд отнюдь не является препятствием для судебного преследования. К примеру, главному политическому оппоненту г-на Назарбаева, экс-премьеру и лидеру казахстанской оппозиции Акежану Кажегельдину, этот номер не удался. Хотя попытка казахстанских дипломатов вручить ему повестку прямо на Капитолийском холме во время июльских слушаний в конгрессе США закончилась громким скандалом, вчера в Верховном суде Казахстана начался заочный судебный процесс по уголовному делу Кажегельдина.

В истории страны это первый суд в отсутствие обвиняемого. Данный прецедент стал возможен благодаря тому, что в мае этого года специальным указом в ст. 315 ч. 2 УПК республики была внесена поправка, разрешающая судить заочно. Злые языки в Казахстане утверждают, что поправка внесена специально «под Кажегельдина». При этом они вспоминают историю «технического» отстранения экс-премьера от президентских выборов в 1999 году. Тогда власти инкриминировали ему участие в «несанкционированном собрании» и наказали административным штрафом. А именно такое правонарушение по введенному перед этим новому избирательному закону предусматривало отстранение провинившегося от президентской гонки.

По словам судьи Бектаса Бекназарова, председательствующего на процессе Кажегельдина, дело поступило к нему в «засекреченном» виде, из-за чего «доступ к его рассмотрению был ограничен». Видимо, судья таким образом дал понять, что он поставлен в профессионально трудное положение, но поскольку срочность проведения суда над главным оппозиционером явно мотивирована политически, выхода у г-на Бекназарова не было. Любопытно, что он объявил уже срок окончания процесса -- 24 августа. Сам по себе подобный факт в судебной практике весьма необычен и может также свидетельствовать о заказном характере процесса.

В Казахстане сегодня вновь, пока неофициально, заговорили о возможности очередных «внеочередных» президентских выборов в 2002 году. А уже в этом году в американском конгрессе могут пройти слушания по «Казахгейту». В обоих случаях лидер оппозиции может оказаться активным участником событий, а получение им статуса «преступника», по убеждению официальной Астаны, может этому воспрепятствовать.

Кажегельдину предъявлен целый букет обвинений, относящихся к периоду его трехлетнего премьерства (1994--1997), начиная с незаконной приватизации ряда компаний и предприятий и получения взяток на миллионы долларов и заканчивая незаконным хранением оружия и боеприпасов. Среди обвинений отсутствуют те, которые публично предъявлял экс-премьеру бывший главный прокурор Казахстана Хитрин, -- получение взятки в 100 млн долларов, или такие же публичные признания известного в СНГ бизнесмена Лучанского о том, что Кажегельдин получил и от него взятку в 1 млн долларов.

Сам заочно обвиняемый распространил вчера следующее заявление: «В Казахстане есть специальный закон, написанный для президента Назарбаева, который освобождает его от ответственности за любые преступления. А специально для меня приняты законы, позволяющие судить за преступления, которые я не совершал. Я не желаю участвовать в этой постыдной инсценировке правосудия».

Аркадий ДУБНОВ