Время новостей
     N°147, 15 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2005
Мой номер -- моя крепость
Можно ли будет сохранить телефонный номер при смене оператора
Закона (точнее, положения) о сохранении номера при смене оператора (MNP -- Mobile Number Portability) многие абоненты ждут с нетерпением. Впервые о том, что такая возможность будет доступна и в России, заявил министр информтехнологий и связи Леонид Рейман в марте этого года. Недавно на сайте министерства появился проект "Основных положений по взаимодействию абонента и оператора подвижной радиотелефонной связи при переносе абонентского номера".

Документ готовила сводная рабочая группа, в которую помимо специалистов профильного министерства входят президент ассоциации СОТЕЛ, советник по техническим вопросам "Теле2 Россия", исполнительный директор Ассоциации GSM, директор департамента электросвязи ОАО «Связьинвест», начальник отдела ОАО «Межрегиональный Транзиттелеком» и другие, всего 20 человек.

Первым был Сингапур

Услуга переноса телефонного номера впервые заработала в 1997 году в Сингапуре, через три года в ряде стран Европы, в 2003 году в США. Сегодня легче перечислить страны, где она не действует. Министр надеялся, что в России сохранять телефонный номер при смене оператора будет возможно в ближайшее время, уже в 2005-м. Однако, как показывает опыт введения в действие уже принятых нормативных документов, обеспечивающих закон «О связи», едва ли этот срок реален.

Все свое ношу с собою

Абоненту сетей мобильной связи процедуру смены оператора хотелось бы видеть не сложнее, чем смену тарифного плана. Хорошо бы делать это по звонку в абонентскую службу, еще лучше через Интернет. К примеру, "Джинс-хот" МТС по выходным дням вполне устраивает, а вот по будням перешел бы на "Простые вещи" «Билайна». Да, и не забыть бы в четверг вечером переключиться на «Мегафон» -- сами понимаете, "Белые ночи" в разгаре. Скептики рисуют картину прямо противоположную: переход с сохранением номера будет, но далеко не бесплатный. Настолько далеко, что переходить к другому оператору решатся только очень богатые или прирожденные экспериментаторы. Или, как вариант, чиновники по-российски забюрократизируют процедуру перехода до такой степени, что никакого сохранения номера при смене оператора и не захочется.

Бесплатность смены оператора в проекте положения не прописана, предельно допустимые сроки переноса номера не обозначены. Прямо оговариваются только три рабочих дня, в течение которых оператор вправе отказать (если он намерен это сделать) в подключении желающему перейти к нему абоненту. В некоторых европейских странах эта процедура бесплатна, в США тоже, и по закону процесс переноса номера к другому оператору не должен занимать больше двух с половиной часов. На практике перенос номера в другую сеть редко занимает больше получаса.

Что делать?

Из проекта «Основных положений...» можно вычислить следующий алгоритм сохранения номера телефона при смене оператора:

1. Едем в офис желанного оператора, пишем заявление с просьбой о подключении с сохранением уже имеющегося номера телефона. К заявлению прикладываем копию действующего контракта с другим оператором и стандартный набор документов для подключения (для физических лиц -- паспорт с пропиской).

2. Заключаем договор о подключении, оплачиваем стоимость SIM-карты и (или) стоимость подключения. Возможно, оплачиваем стоимость переноса абонентского номера. Получаем пока не активированную SIM-карту. В договоре должны быть указаны конкретные предельные сроки (с точностью до часа) переноса существующего номера в новую сеть.

3. Ждем наступления часа Х, продолжая пользоваться SIM-картой и услугами прежнего оператора. После окончания работ по переносу номера на телефон приходит SMS-сообщение с предложением вставить новую SIM-карту в телефон.

4. Едем в офис прежнего оператора за остатком денег на счете. Теоретически можно допустить финансовые взаимозачеты абонентских балансов между операторами напрямую, но в такую благодать верится с трудом.

5. При невозможности подключения с прежним номером в срок до трех рабочих дней получаем мотивированный отказ, после чего имеем 30 дней на устранение причин отказа, возникших по вине абонента. Среди возможных причин в проекте прямо предусмотрено "приостановление оказания услуг", т.е. простым языком -- отрицательный баланс на счете или иная задолженность перед прежним оператором.

Последствия для рынка

Эксперты высказывают прямо противоположные мнения: от "почти ничего не изменится" до "произойдет резкое перераспределение абонентских баз".

Новшество наверняка не обрадует операторов по двум причинам: миграцией сравнительно высокодоходных абонентов и ухудшением статистики абонентских баз. Немалое количество абонентов пользуется услугами определенного оператора из-за нежелательности смены номера, а также из приверженности к красивым, специально купленным за отдельные деньги номерам. На фоне примерного паритета в качестве обслуживания дорогим операторам придется выравнивать (читай -- снижать) цены на контрактных тарифах. Вторая неприятность -- ухудшение статистики. Сегодня огромное большинство ушедших абонентов продолжает фигурировать в числе действующих от 90 до 360 дней, отсюда и безумные цифры "проникновения сотовой связи" в московском регионе. Мало кто специально посещает офис, чтобы закрыть контракт, чаще использованную SIM-карту просто выбрасывают. В случае перехода с сохранением номера абонента-перебежчика придется сразу же вычеркивать из базы.

Техническое обслуживание (коммутация) перенесенных номеров ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на операторов. Оператором-посредником с очень высокой долей вероятности будет МТТ ("Межрегиональный Транзит Телком"). По предварительным прошлогодним оценкам МТТ, только основные инвестиции в проект составят порядка 80 млн долл. А ведь МТТ наверняка не упустит шанс извлечь из проекта и максимально возможную дополнительную прибыль. Естественно, расходы тем или иным образом будут переложены на абонентов. В том числе и на тех, кто не собирался и не собирается никуда переходить.

Прогноз

Сегодняшние резко асимметричные тарифы явно противоречат идеологии привязки номера к определенному человеку, а не оператору. Внутрисетевые расценки в МТС порой в пять-шесть раз ниже стоимости внешних звонков. В «Билайне» -- в два раза ниже, в «Мегафоне» -- в три. Не говоря уже о всяких временных акциях с бесплатными звонками внутри сети. В случае миграции номеров между операторами абонентам будет предложена своеобразная лотерея на тему: "Угадай, куда звонишь и сколько денег снимут". Хорошо, если к моменту введения MNP все входящие вызовы будут бесплатны (а так скорее всего и будет). Что касается стоимости исходящих, то скорее всего понятие "внутрисеть" исчезнет. Расценки будут унифицированы для звонков в любые местные мобильные сети.

Проект «Основных положений...» не делает различий между федеральными и прямыми мобильными номерами. В министерстве «Времени новостей» подтвердили: да, обеспечить переносимость предполагается для всех типов номеров. С федеральными номерами все более-менее понятно, а как быть с прямыми? Часть номерной емкости оператор арендует у других компаний и платит за аренду. Даже если номерная емкость своя, этот ресурс стоит денег. Скорее всего оператору-реципиенту придется компенсировать эти потери оператору-донору.

Практикуемые МТС штрафные санкции за досрочное расторжение льготных контрактов (скидки 15 и 50%) остановят не всех, но многих. При переносе номера штраф однозначно можно взыскивать в полном соответствии с договором, что сведет на нет выгоду от перехода к менее дорогому оператору.

Фиксированной стоимости перехода скорее всего не будет. В Мининформсвязи нам специально напомнили о том, что расценки коммерческих операторов государственному регулированию не подлежат. Следовательно, у операторов мобильной связи появится эффективный инструмент регулирования перетока абонентов. Причем теоретически можно будет играть двумя параметрами одновременно -- стоимостью выхода из сети со своим номером и стоимостью входа в сеть с чужим.

Сергей ПОТРЕСОВ