Время новостей
     N°147, 15 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2005
Игры кончились
Мировой чемпионат по кибер-спорту вступает в решающую стадию
Сегодня в России завершается предварительный этап национальных отборочных соревновний мирового чемпионата по компьютерным играм (World Cyber Games). Это вполне официальный турнир, проводимый Федерацией компьютерного спорта России. Федерация зарегистрирована в «Росспорте» и имеет уставной целью, в частности, «содействие развитию в России компьютерного спорта как нового вида спортивной соревновательной деятельности».

Компьютерный «вид спортивной соревновательной деятельности» действительно достаточно нов -- идея проведения чемпионатов по компьютерным играм возникла всего лет десять назад, когда появились первые игры с возможностью взаимодействия игроков, сидящих за разными компьютерами. Сначала попытки проведения соревнований предпринимались стихийно, в масштабе, как правило, компьютерных клубов. Такие соревнования традиционными не становились и редко когда проводились в следующем году. Ситуация стала иной в 2000 году, когда под эгидой компании ICM (International Cyber Marketing) при спонсорстве Samsung был организован и проведен первый чемпионат World Cyber Games (WCG). Финал WCG-2005 пройдет в Сингапуре, там будет разыгран призовой фонд размером более полумиллиона долларов.

Участие крупнейшего (второе место после Intel на мировом рынке процессоров) корейского производителя микросхем в организации WCG длится по сей день и является не случайным: сказать, что в Корее сейчас бум компьютерного спорта -- значит не сказать ничего. Это не бум, а скорее массовое помешательство. В стране есть два национальных телеканала, которые не транслируют ничего, кроме соревнований по компьютерным играм. Число же кабельных каналов, посвященных исключительно этой тематике, еще больше. Играет вся Корея в буквальном смысле слова. Один только рынок игровых артефактов -- виртуальных предметов, имеющих ценность в мире многопользовательских компьютерных интернет-игр, -- достиг объема 3 млн долл. в месяц и продолжает быстро расти.

В России, по мнению представителей Федерации компьютерного спорта, более 40 тыс. человек являются кибер-спортсменами, то есть принимают участие в различных соревнованиях по компьютерным играм. Наши игроки считаются сильными соперниками в таких игровых дисциплинах, как стратегии реального времени и Counter Strike (т.н. стрелялка -- имитация боя). В этом году официальными играми WCG будут игры-стратегии Starcraft: Brood War, Warcraft III: The Frozen Throne и Warhammer 40k: Dawn of War. Последняя -- новичок среди официальных игр чемпионата. Также зачетными дисциплинами станут FIFA-2005 (спортивный имитатор; как очевидно из названия, имитируется футбол), Need for Speed Underground 2 и уже упоминавшийся Counter Strike. В программу российских отборочных игр включен такой же набор. Национальные соревнования до 15 августа проходили на местах, а с 24 по 28 августа в Москве состоится финал, победители которого и поедут в Сингапур в ноябре этого года.

Отбор участников финала и тех, кто будет представлять в Сингапуре национальную команду, будет жестким. Предварительный этап прошел в 18 российских городах -- от Владивостока и Якутска до Волгограда и Ростова-на-Дону. Московский отборочный этап прошел с 4 по 7 августа.

Отечественный киберспорт имеет свою специфику: в отличие от большинства других стран, где соперники играют обычно через Интернет, у нас игроки чаще всего собираются для соревнований в игровых клубах. Возможно, российский метод тренировок предпочтительнее. Наши игроки одно время показывали весьма приличные результаты на международных соревнованиях, даже будучи на них новичками.

Интересными (а часто и проблемными) темами являются судейство и традиции fair play, которые в киберспорте, увы, не в почете. Например, по правилам соревнований участник может использовать для игры свое оборудование (имитатор руля для виртуальных автомобильных гонок, джойстики, клавиатуру, мышь). При этом ему предоставляется возможность установки на компьютеры программного обеспечения (драйверов) для своего оборудования. Игроки иногда пытаются воспользоваться этой возможностью с целью незаметной установки программ, которые позволяют мошенничать во время игры. Более того, в некоторых играх наличествуют дефекты (как вариант, неправильное срабатывание оружия), использование которых в целях нечестной игры запрещено правилами соревнований. Однако всегда находится желающий применить запрещенные приемы. За такие вещи читеров (так называют нечестных, от слова cheat -- надувательство), как правило, дисквалифицируют. За спиной каждого игрока находится судья, который должен следить за чистотой игры. При этом чем выше уровень, на котором проходят соревнования, тем судейство строже. Если в России на местных соревнованиях игрока, не успевшего подготовиться к старту, могут и подождать, то в сингапурском финале подобные поблажки будут исключены.

В 2001--2002 годах российская сборная всегда получала медали в наиболее престижных номинациях, а в 2002 году даже получила призовых больше, чем любая другая сборная. За последующие два года, в 2003-м и 2004-м, нам удалось выиграть только одну бронзовую награду.

Юрий СИНОДОВ