|
|
N°146, 12 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вариант принуждения Приднестровья"
Директор Европейского института политических исследований Николае КИРТОАКЭ -- один из идеологов нынешней молдавской политики ужесточения отношений с Тирасполем и неофициальный консультант молдавских властей в данном вопросе. Газета «Время новостей» спросила его, чем вызвано такое ужесточение.
-- Прежние молдавские руководители вели диалог с Тирасполем, а сегодня Кишинев свернул переговоры и пытается диктовать приднестровцам свои правила игры. Вас, как идеолога новой стратегии, не беспокоит ее контрпродуктивность?
-- Исходя из принципа нерушимости границ и задач обеспечения национальной безопасности в борьбе с сепаратизмом, Кишинев при поддержке международных структур намерен настойчиво, а при необходимости жестко добиваться реинтеграции страны. Из трех вариантов он выбрал вариант принуждения. Прежний, компромиссный, путь привел к уступкам молдавской стороны, укреплению приднестровской псевдогосударственности и замораживанию конфликта.
-- Приднестровская Молдавская республика (ПМР) образована в 1990 году -- в ответ на агрессивно националистическую политику Кишинева. Республику Молдова провозгласили годом позже, а конституцию приняли в 1994-м без участия приднестровцев. Правомерны ли обвинения в незаконности, пусть и непризнанной, ПМР?
-- Подобные аргументы противоречат общепринятым правовым нормам. И не могут быть всерьез восприняты политиками, решающими проблему сепаратизма псевдогосударственного образования, своим существованием обязанного постимперским амбициям России, которая фактически стала участником здешнего конфликта. Речь идет об узурпации власти на левобережье Днестра группой граждан России во главе с Игорем Смирновым. Все последние годы Москва финансово поддерживает приднестровский режим, прощая ему, например, огромный долг за газ. Оказывает она и военно-политическую поддержку Тирасполю. И все это во имя сохранения здесь военного присутствия.
-- Вместо того чтобы выступать с антироссийскими заявлениями, не разумнее ли было бы для Кишинева наращивать традиционное экономическое сотрудничество с Россией?
-- Мы хотели бы развивать экономические связи с Россией, но не в ущерб своим национальным интересам. Попытки же Москвы надавить на молдавское государство, запретив импорт его сельхозпродукции, могут вынудить Кишинев заблокировать вступление России в ВТО. И маленькая страна, если ее загнать в угол, способна доставить сильную головную боль.
Беседовала Наталья ПРИХОДКО, Кишинев