|
|
N°146, 12 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мягкая экспансия Европы
Переговоры о приеме Турции в Евросоюз -- главная тема осени
Турецкий проект станет одним из главных в повестке дня Евросоюза в следующем политическом сезоне. Конкретная проблема переговоров о приеме Турции в ЕС переведена на философский уровень. Речь идет о цивилизаторской роли европейского сообщества в современном мире и о воздействии Европы на мировые процессы.
Брюссель выработал идеологическую подоплеку дальнейшего расширения ЕС и в разгар летней политической спячки обнародовал ее устами куратора этого направления в исполнительном конклаве союза, европейского комиссара финна Олли Рена. Он выразил «разумную уверенность», что переговоры с Турцией начнутся в намеченный срок -- 3 октября.
Окончательное решение будет принято по итогам неформальной встречи министров иностранных дел ЕС 1 и 2 сентября в Великобритании, которая и отметит начало политического сезона. По мнению Рена, там будет «самое место и самое время» для стран ЕС «обозначить свои точки зрения» и «принять ответственность». Под ответственностью он подразумевает «потребность Европы в стабильной, демократической и все более процветающей Турции». Переговоры, срок которых не определен и факт начала которых не гарантирует результата, призваны стать главным двигателем на пути к этой цели.
Лидеры 25 стран Евросоюза на саммите в декабре прошлого года обещали Анкаре начать переговоры при выполнении ею двух условий -- реформы турецкой системы юстиции, которая укрепила бы власть закона и гарантии прав человека, и подписания протокола об адаптации Таможенного союза между Турцией и ЕС в связи с приемом в 2004 году десяти новых членов. Закон о реформе правовой системы вступил в силу 1 июня, а 29 июля Турция и ЕС подписали протокол об адаптации. Суть в том, что документ распространяет все положения таможенного союза и на Республику Кипр, которую Анкара принципиально не признавала. Но Анкара оговорилась, что подписание протокола не означает формального признания Кипра.
Брюссель впервые четко назвал расширение ведущим элементом внешней политики Евросоюза. По словам Рена, это самый эффективный механизм «мягкого влияния» Европы. Влиятельной мировой державой Европу делает не военная мощь и даже не место в строю экономических лидеров, а выработка признаваемых в остальном мире правил и политических рамок. В нынешнем полугодии у Брюсселя есть мощный союзник в лице Великобритании как страны -- председателя ЕС. Лондон давно выступает за расширение Евросоюза.
В основе европейского проекта лежит простая идея: создать институты и общие правила, по которым страны могут сами вести дела. Евросоюз, по мнению Брюсселя, успешно использовал условия приема в свои ряды для экспорта в страны Центральной и Восточной Европы своей экономической и политической модели. И это стало, по словам Олли Рена, «самым успешным в истории примером смены режима».
Если противники приема в ЕС новых стран апеллируют к разрушительным для союза издержкам расширения, то брюссельские идеологи -- к цене нерасширения. Было бы Евросоюзу лучше без стран Центральной и Восточной Европы как сильных, стабильных и все более благополучных членов общего рынка? Скорее всего нет, говорят они. Станут ли Западные Балканы новым гетто внутри Европы? Да, такой риск есть, если остановить расширение. Конфликты обойдутся дороже, чем расходы на интеграцию.
Европейская политическая элита, не умаляя роли геополитики, склоняется к тому, что в современную эпоху определяющими становятся человеческий фактор, культура и самоидентификация. Пример -- отношение к исламу. ЕС выступает одновременно за сдерживание и сотрудничество. Он намерен проявить решимость в борьбе против терроризма, сдерживании фундаментализма и наводить мосты с умеренными течениями ислама, которые уважают универсальные демократические ценности. Это не последний довод в пользу начала переговоров о вступлении Турции.
По мнению экспертов в Брюсселе, с которыми эту тему не раз обсуждал автор, в концепцию «мягкого влияния» Евросоюза вписывается не только его расширение в узком смысле, но и политика в отношении стран, не имеющих «европейской перспективы» в обозримом будущем. В том числе постсоветского пространства. Во-первых, пример европейской политической модели вдохновляет всевозможные «цветные революции». Во-вторых, соглашения о стратегическом сотрудничестве ЕС с партнерами строятся в основном на политических принципах и экономических правилах, апробированных в Европе.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, корр. ИТАР-ТАСС, -- для «Времени новостей»