|
|
N°145, 11 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Себе любимому
"Газпром" продал крупнейший медиахолдинг страны
Медийные активы "Газпрома" формально сменили собственника. Вчера газовый гигант подписал соглашение с дочерним Газпромбанком. В результате банк получил контроль над ОАО «Газпром-Медиа» -- крупнейшим медиахолдингом страны, объединяющим телекомпании НТВ, ТНТ и «НТВ-Плюс», пять радиостанций, издательство «Семь дней» и с недавних пор получившим контрольный (50,17%) пакет газеты «Известия».
Взамен банк передал Газпрому 100% ООО «Газоэнергетическая компания» (ГЭК). Таким образом подведена черта под длительными переговорами об обмене считавшихся непрофильными для "Газпрома" медийных активов на энергетические.
Сенсацией эту сделку назвать трудно. О том, что подобный обмен должен состояться, глава газового концерна Алексей Миллер заявлял еще на собрании акционеров «Газпрома» 24 июня 2005 года, и стороны постепенно шли к реализации намеченного плана. В частности, в июле возглавляющий «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич был назначен на пост вице-президента Газпромбанка. Поэтому во всех компаниях, объединенных в холдинг, вчерашнюю новость восприняли спокойно -- кардинальных изменений от смены собственника журналисты не ждут.
По итогам сделки Газпромбанк получил контроль над 95,13% акций медиахолдинга, кроме того, под юрисдикцию финансового учреждения попали 4,44% акций НТВ, 100% акций ЗАО «ПРТ-1», владеющей 14,7% акции все того же телеканала, а также 14,31% акций ЗАО «Медиа-Мост» и 1,73% акций ОАО «ТНТ-Телесеть». Что касается выгоды газовиков, то они помимо ООО «ГЭК», владеющей 5,3% акций РАО «ЕЭС России», приобретет у Газпромбанка еще 5,19% акций РАО «ЕЭС». "Живыми" деньгами концерн заплатит около 140 млн долл., из суммы, которую он получит за медиа-активы. После консолидации пакета всех 10,5% акций РАО в собственности ГЭК, долги этой компании составят около 1,36 млрд долл.
Тем самым, «Газпром» легализует фактически несанкционированное приобретение этого актива своим «дочерним» банком. Ведь совет директоров монополии не одобрял до сих пор вложения в энергетику. Когда истории с покупкой крупного пакета акций в энергомонополии просочились в прессу, «Газпром» объявил, что не имеет к ним отношения и все решения принимал «Газпромбанк», который выступал, как портфельный инвестор. Между тем, средства на это были потрачены значительные -- около 1,5 млрд долл. Учитывая, что эти деньги «Газпромбанк» смог осилить только за счет денежного потока «Газпрома», вопросы относительно правомерности столь масштабного финансового вложения были далеко непраздными. В итоге главе концерна Алексею Миллеру пришлось во всеуслышание объявить о том, что энергетика -- это профильный для «Газпрома» бизнес и эти активы будут переведены на баланс головной компании.
При этом до конца неясно, станет ли профильным медийный бизнес для Газпромбанка или же все активы, которые ранее некоторыми сотрудниками "Газпрома" оценивались всего в 100 млн долл., со временем будут перепроданы другим структурам, изъявлявшим желание заплатить почти вдвое больше. В частности, по-прежнему в качестве возможного приобретателя основных активов «Газпром-Медиа» называют «Еврофинанс-Моснарбанк», которому уже принадлежат 30% акций «жемчужины» холдинга -- телеканала НТВ. Правда, комментировать эту ситуацию в «Еврофинансе» пока отказались. Кроме того, желание приобрести «Газпром-Медиа», пусть и в несколько непривычном виде, высказывали и руководители «Русской медиагруппы», объединяющей сеть популярных радиостанций. Они предлагали за "Газпром-Медиа" 180 млн долларов.
Впрочем, в любом случае в банке публично рассуждать на эту тему пока не хотят. «Мы еще не готовы давать какие бы то ни было пояснения, мы хотим взвесить наши планы», -- заявили вчера корреспонденту «Времени новостей» в пресс-службе Газпромбанка. Пока в Газпромбанке будут заниматься «взвешиванием» планов, управлять свежеприобретенными медийными активами будет аффилированная с банком компания «Элион».
Впрочем, едва ли "Газпром", если он не решит окончательно избавиться от медиаактивов, сможет полностью отказаться от контроля за ними даже после сделки с Газпромбанком. Ведь медиаактивы -- прежде всего телеканал НТВ и газету "Известия" -- "Газпром" приобретал если не по указанию, то по крайней мере с одобрения Кремля. В условиях, когда в самом Кремле нет единства по многим ключевым вопросам, касающимся профильного бизнеса "Газпрома" (достаточно вспомнить хотя бы несостоявшееся поглощение "Газпромом" компании "Роснефть"), собственные средства массовой информации могут оказаться для газового концерна совсем не лишним ресурсом.
Анна ШПАК, Иван ГОРДЕЕВ