Время новостей
     N°145, 11 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2005
Первый блин "Интеркомом"
Начался суд над человеком, пытавшимся купить «Юганскнефтегаз»
За покушение на хищение обманным путем иностранных инвестиций, незаконную попытку купить долги ЮКОСа, лжепредпринимательство и подделку официальных документов перед судом предстал глава ЗАО «Интерком» Игорь Меркулов.

Вчера в Тверском райсуде начались слушания по его делу. Подсудимый свою вину не признал, заявив, что у обвинения нет против него никаких доказательств. А защита уверена, что «Интерком» -- такое же легальное предприятие, как и «Байкалфинансгрупп», купившая в конце декабря прошлого года основной нефтедобывающий актив ЮКОСа. Позднее 100% акций «Байкалфинансгрупп» приобрела компания «Роснефть» и был арестован Меркулов.

Большого ажиотажа вокруг суда над бывшим советником первого президента Украины Леонида Кравчука -- Игорем Меркуловым -- не наблюдалось. Вчера на заседании присутствовало совсем немного публики -- родственники и друзья подсудимого да пара журналистов. Но все-таки нельзя было не заметить сходства этого дела с уголовными делами ЮКОСа. Хотя бы потому, что охранять заключенного под стражу и помещенного в металлическую клетку подсудимого было поручено десятку спецназовцев Минюста -- так же, как на процессах Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Алексея Пичугина.

«Меркулов обвиняется в неоднократном покушении на мошенничество, то есть хищении чужого имущества обманным путем, которое он не довел до конца по не зависящим от него причинам», -- начала свою речь гособвинитель Тверской межрайонной прокуратуры. Всего Меркулову инкриминируется три эпизода с мошенничеством.

По версии обвинения, Игорь Меркулов начал свою преступную деятельность в мае прошлого года с того, что зарегистрировал ЗАО «Интерком», став его единственным владельцем и назначив себя на должность генерального директора. Затем Меркулов «вступил в сговор» с генералом КГБ в отставке Львом Горским и «для реализации преступных намерений на хищение» назначил его на должность председателя совета директоров «Интеркома». Вместе они «разработали план, распределили между собой роли и создали условия для будущих хищений». При этом, как установило позднее следствие, у «Интеркома» не было соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, собственных оборотных средств и денежных средств на счетах компании.

В мае прошлого года Меркулов и Горский начали вести переговоры со швейцарской международной инвестиционной компанией о вложении средств в промышленную разработку угля в месторождении Эльгинское в Республике Саха -- Якутия. Согласно этой сделке немецкая страховая компания Hermes должна была через Внешторгбанк, Импэксбанк и Сбербанк перечислить 3,6 млрд долл. «Интерком», в свою очередь, выступал в качестве гаранта с российской стороны, что подтверждалось соответствующим письмом министра транспорта. Следствие считает, что этот документ был сфальсифицирован Меркуловым и Горским. Таким образом, по мнению обвинения, было совершено первое покушение на мошенничество.

Второе покушение датируется октябрем--ноябрем прошлого года. Тогда Горский якобы изготовил фальшивые правительственные документы, согласно которым «Интеркому» поручалось привлечение инвестиций на строительство на территории России завода по производству автомобилей Volkswagen. Немцы должны были вложить в это предприятие 200 млн евро, и Меркулову даже удалось добиться согласования на уровне министра экономики и труда ФРГ.

Наконец, последнее инкриминируемое Меркулову преступление якобы было совершено в ноябре--декабре прошлого года при попытке поучаствовать в покупке «Юганскнефтегаза». Для этого Меркулов договорился с одной из управляющих компаний королевства Бахрейн, которая готова была погасить задолженность ЮКОСа перед правительством на сумму 5,3 млрд долл. «Интерком» подал заявку в РФФИ на участие в торгах, а также письмо главы совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко о согласии рассматривать «Интерком» в качестве потенциального покупателя.

Однако к началу торгов, 19 декабря, «Интерком» не внес требуемый залог и был исключен из списка участников. А 22 декабря Игорь Меркулов был арестован в аэропорту Шереметьево-2, когда собирался улетать в Париж. В тот же день был задержан и Лев Горский. Генпрокуратура предъявила обоим обвинение в покушении на мошенничество, подделке официальных документов и незаконной предпринимательской деятельности. По мнению следствия, Меркулов и Горский собирались все полученные через «Интерком» деньги присвоить себе. Впоследствии в отношении Горского дело было прекращено по амнистии.

Игорь Меркулов отказался признать себя виновным, о чем прямо заявил суду. «Эмоции не позволяют мне выражаться мягко, -- высказал он свое отношение к предъявленному обвинению. -- Следствие было проведено в высшей степени некомпетентно. То, что входит в доказательную базу, -- это сущий бред».

Затем свое мнение поочередно высказали и адвокаты Меркулова. «Обвинение полностью надуманно, -- заявил адвокат Александр Перерогин. -- Наверное, в российской судебной практике такое случается впервые, когда человека обвиняют в покушении на мошенничество». Позднее он пояснил «Времени новостей», что говорить о мошенничестве можно было бы только в том случае, если бы хотя бы одна копейка от иностранных инвесторов поступила на счет «Интеркома» или Меркулова взяли бы с поличным при получении этих денег. Но ничего подобного не произошло. Кроме того, адвокаты недоумевали, почему в этом деле о мошенничестве на десятки миллиардов долларов нет ни одного потерпевшего. Они потребовали привлечь всех участвовавших в проектах «Интеркома» иностранных партнеров, но суд отклонил это ходатайство как «преждевременное».

«Иностранцы даже не подозревают, что их пытались обмануть, и это очень странно», -- сказал г-н Перерогин. Адвокаты уверены, что деятельность их подзащитного была абсолютно законна. «Интерком» -- такое же легальное предприятие, как и «Байкалфинансгрупп». О нем ведь тоже ничего не знали, когда продавали «Юганскнефтегаз», -- сказал «Времени новостей» г-н Перерогин. -- Видимо, тот, кто был заинтересован в покупке активов ЮКОСа, был заинтересован и в устранении потенциальных конкурентов».

Екатерина БУТОРИНА