|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело было в Минфине
Бывшего казначея России обвинили в том, что он подписывал не те документы
Генпрокуратура предъявила обвинение первому заместителю министра по налогам и сборам, а в прошлом начальнику Главного управления федерального казначейства Минфина и заместителю министра финансов Александру Смирнову. Таким образом, Генпрокуратура неожиданно решила оживить, казалось бы, забытое расследование о хищении денег, выделенных под программу переселения жителей Крайнего Севера. Оно было возбуждено прокуратурой Красноярского края более трех лет назад, а проходили по нему экс-губернатор Валерий Зубов и несколько его подчиненных. После длительного путешествия по различным инстанциям материалы расследования добрались наконец до Генпрокуратуры, и ее руководство закрыло уголовные дела в отношении красноярских руководителей. Теперь следователи обвиняют Александра Смирнова, которому инкриминируют превышение полномочий при распределении денег, выделенных на переселение. Напомним, что ранее в связи с этим делом были арестованы бывший подчиненный г-на Смирнова по Минфину Валерий Костырко и экс-вице-президент Банка развития предпринимательства (БРП) Андрей Кирин, являвшийся зятем г-на Костырко.
Активно реализовывать программу «Север на Юг» правительство начало в 1996--1997 годах. Тогда было принято решение выделить из бюджета немалые средства на переселение людей из отдаленных районов Крайнего Севера в более благополучные места, в том числе в Красноярском крае, Ненецком округе, Магаданской области. На эти деньги в первую очередь должно было строиться жилье. Из Минфина ушли под проект десятки миллиардов рублей, значительная часть из которых должна была быть перечислена и в Красноярский край, где планировалось возвести несколько сотен квартир для переселенцев. Однако когда Валерий Зубов проиграл выборы Александру Лебедю, местная прокуратура заявила, что деньги расхищены. Якобы средства прокручивались через московские банки, а многие договоры на поставку стройматериалов были липой. Вскоре следователи предъявили обвинение «зубовскому» вице-губернатору Владимиру Кузьмину и его заместителю Валентине Черезовой, а еще чуть позже возбудили уголовное дело против самого Валерия Зубова. Однако уже тогда все они говорили, что их вины нет и следы хищений стоит искать в Москве. Вот как вчера рассказал свою версию этой истории один из бывших руководителей края, попросивший не называть его имени: «Счета, куда должны были перечисляться деньги под программу, открывались в столичных банках, и по какому принципу их отбирали, загадка. Дальше начинала работать простая схема: скажем, с каждого рубля, перечисленного в этот банк, нам приходило только 70 копеек. Учитывая это, администрации приходилось крутиться и строить квартиры уже с вычетом недоплаченных денег. За счет экономии нам все же удалось возвести все необходимое жилье».
Эта версия похожа на правду, поскольку в 1999 году по материалам красноярской прокуратуры был арестован начальник департамента инвестиций Минфина Валерий Костырко. В прошлом в этом же ведомстве он был заместителем руководителя департамента отраслевого финансирования и занимался программой «Север на Юг». Как выяснили следователи, деньги, выделяемые под этот проект, проходили и через Банк развития предпринимательства, а потом часть их терялась. Костырко и Кирина доставили в Красноярск, и после допросов в деле, похоже, появился четкий московский след. По крайней мере, как утверждает наш собеседник, после ареста все те самые вычеты в полном объеме тут же были переведены краю. Стоит отметить, что в 1996--1997 годах БРП, согласно данным Счетной палаты, участвовал в операциях с «северными деньгами», предназначенными в том числе для Ненецкого округа и Магаданского края. И во многих случаях аудиторы выявили нарушения.
В 2000 году громкое дело было поделено на несколько отдельных, и часть материалов отправилась в прокуратуру Москвы (в том числе и те, где упоминались Костырко, Смирнов и БРП). Оттуда их затребовала к себе Генпрокуратура с формулировкой, что расследование начинает принимать межрегиональный характер. Что интересно, почти одновременно с этим Генпрокуратура забрала дело против бывших красноярских чиновников и закрыла его. Последние полгода расследование разрасталось, и недавно следователи вызвали на допрос Александра Смирнова, после чего предъявили ему обвинение в превышении должностных полномочий.
В Генпрокуратуре пока отказываются комментировать эту информацию, а в прокуратуре Красноярского края корреспонденту газеты «Время новостей» разъяснили, что в бытность г-на Смирнова начальником Главного управления федерального казначейства «он подписал в связи с реализацией программы «Север на Юг» ряд документов и писем, давших возможность проводить махинации с бюджетными деньгами». Стоит отметить, что г-н Смирнов как главный казначей министерства отвечал за все такие проводки, а г-н Костырко являлся его подчиненным.
Самого Александра Смирнова корреспонденту газеты «Время новостей» найти не удалось, поскольку сразу после предъявления обвинений он слег в больницу и, по нашей информации, сейчас занимается поисками достойных адвокатов. На месте его новой работы, в МНС, ситуацию не комментируют. По словам представителей БРП, «вскоре после ареста Андрей Кирин от них уволился». Экс-губернатор Красноярского края, а ныне депутат Госдумы Валерий Зубов заявил нам, что не верит в перспективу всех таких расследований, связанных с Красноярским краем: «Они тянутся уже три года, и краевая прокуратура обладает всеми необходимыми документами, -- сказал он, -- однако у следователей, видимо, такая низкая квалификация, что они не могут за это время во всем разобраться».
Александр ШВАРЕВ