|
|
N°144, 10 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузино-абхазская рельсовая война
100 млн долларов для поезда из Сухуми
Российские, грузинские и абхазские специалисты в среду должны были приступить к изучению абхазского участка железной дороги, чтобы к 1 октября доложить, что нужно для восстановления сквозного сообщения, прерванного в результате вооруженного конфликта 1992--1993 годов. Но это соглашение о сотрудничестве, на которое планировалось «нанизывать» весь процесс грузино-абхазского сближения, вчера было поставлено под угрозу срыва.
Министр иностранных дел непризнанной Республики Абхазия Сергей Шамба заявил «Времени новостей»: «В список направляющихся к нам экспертов, переданный грузинской стороной, были внесены фамилии двух беженцев Зураба Качаравы и Бориса Бигвавы, которых мы по тем или иным причинам считаем персонами нон грата. Остальных грузинских специалистов мы готовы принять. Нам сначала сказали, что этих двоих заменят, даже передали через миссию ООН фамилии других специалистов. Но потом выяснилось, что Качарава и Бигвава все же в списках. Если процесс сорвется, то не по нашей вине, так как те, кто вносил эти фамилии в списки, заранее знали, что мы откажем».
В Тбилиси считают заявления абхазской стороны неуместными придирками и тоже настроены принципиально. «Мы настаиваем, чтобы эти специалисты из числа беженцев попали в Абхазию. Это хорошие эксперты, при чем здесь политика? Мы надеемся, что Сухуми пересмотрит свою позицию", -- сказал «ВН» руководитель департамента информационной политики функционирующего в Тбилиси правительства Абхазии (в изгнании) Ираклий Таблиашвили.
В Тбилиси подчеркивают, что пока нет согласия руководства страны на открытие сквозного сообщения. Грузия увязывает решение этого вопроса с параллельным процессом возвращения беженцев.
Российские эксперты в Абхазию уже прибыли. По их подсчетам, на восстановление 196-километрового участка необходимо не менее 100 млн долл. Предполагается, что в финансировании примут участие все заинтересованные стороны -- Азербайджан, Армения, Грузия и Россия.
Российские миротворцы, несущие службу в Абхазии с 1994 года, заявили о готовности обеспечить безопасность мобильных бригад железнодорожников, которые изучат состояние железнодорожного полотна и прилегающей инфраструктуры. «Голубые каски» пойдут первыми, проверяя наличие мин или боевиков вблизи дороги. Затем гарантировать безопасность бригад должна Абхазия, которая для приема специалистов отвела правительственную дачу в Сухуми и дом отдыха «Архитектурный фонд» в Гагре.
Сейчас из Сухуми поездом можно попасть в Адлер, затем -- прицепными вагонами в Москву. Причем такое сообщение осуществляется вопреки протестам Тбилиси. Грузы внутри Абхазии почти не перевозятся. После войны число железнодорожников в Абхазии сократилось в семь раз -- до 500 человек. Железная дорога здесь - это электрифицированная однопутная дорога с установленной скоростью 60 км/ч.
Сквозное сообщение через Абхазию выгодно всем государствам региона. Важный источник «ВН» в штабе Группы российских войск в Закавказье предположил, что этот участок пригодится для сообщения с российской базой в Армении, куда отправят часть вооружений из Грузии в связи с выводом оттуда к концу 2008 года наших военных баз. "Связь с этой базой в Гюмри в Армении по воздуху обходится очень дорого", -- говорят в штабе.
Жизненно важен вопрос и для Сухуми. Во вторник премьер-министр непризнанной республики Александр Анкваб заявил, что Абхазия «переживает курортный бум». По его словам, «до августа в санаториях и пансионатах республики отдохнули более 10 тыс. человек, в основном это граждане России». Проданы все путевки в здравницы вплоть до конца сентября. При этом в Абхазии не учитывают «дикарей». Если восстановят железную дорогу, то уже за счет туризма Абхазия может улучшить свою экономику, не говоря о доходах за транзит.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси