|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конгресс в изгнании
Жители Чечни, требующие прекращения войны, все чаще прибегают к массовым акциям. Если до сих пор дело ограничивалось пикетами в отдельных селах, голодовками в лагерях беженцев в Ингушетии и провалившимся маршем мира на Москву, то через месяц, возможно, пройдет мероприятие общенационального масштаба -- Чеченский национальный конгресс.
Организовать всеобщий съезд для того, чтобы сплотить разобщенное войной население, ранее уже предлагали депутат от Чечни Асламбек Аслаханов и погибший заместитель главы администрации Чечни, лидер движения «Адамалла» Адам Дениев. Ни тот, ни другой свою инициативу не довели до конца. Во многом -- из-за противодействия Ахмада Кадырова, выступающего против каких бы то ни было форумов до тех пор, пока в республике не наступит хотя бы относительная стабильность.
Организаторам нынешнего конгресса, может быть, повезет больше, хотя и у них могут возникнуть осложнения с властями. В оргкомитет в основном входят молодые активисты демократических общественно-политических организаций, созданных в Чечне еще до 1999 года. Впрочем, глава оргкомитета, лидер движения «Чеченская солидарность» Саламбек Маигов в успехе не сомневается. В Чечне он уже встречался с некоторыми представителями кадыровской администрации, с российскими военными, «полевыми командирами среднего звена» и просто мирными жителями. По его словам, все они поддерживают идею конгресса.
Аналогий с Общенациональным конгрессом чеченского народа, с которого десять лет назад началась «чеченская революция», г-н Маигов не опасается: «За прошедшие годы вполне можно было извлечь все необходимые уроки».
Саламбек Маигов по-прежнему считает Аслана Масхадова легитимным президентом Чечни и убежден в возможности переговоров с ним о прекращении огня. Однако после установления мира Масхадову следует предложить сложить полномочия. Статус же республики обсуждать пока вообще не следует, хотя, по его мнению, оснований говорить об отделении Чечни от России нет.
На конгрессе вопрос о статусе также поднят не будет. Делегаты просто примут три главных документа: декларацию о мире и принципах российско-чеченского урегулирования, обращение к президенту Путину и обращение к президенту Масхадову. Всего делегатов от Чечни будет около 600 -- по одному от тысячи жителей. Обеспечивать отбор будут имамы мечетей. По пятницам на молитву собирается почти все мужское население Чечни: на одном из таких собраний имена названных людьми делегатов имам впишет в специальный формуляр и передаст его в оргкомитет. «Если люди выберут, например, Масхадова или Руслана Гелаева, мы должны будем признать их волю, -- считает г-н Маигов. -- Но я уверен, что это исключено». Еще 100--150 человек будут представлять диаспору. Ожидается участие депутатов парламента Ичкерии созыва 1997 года, некоторых московских политиков и представителя президента Масхадова Хож-Ахмеда Яриханова. Соберутся все они в Назрани (Ингушетия): на уступки со стороны Ахмада Кадырова организаторы не рассчитывают, а согласие Руслана Аушева уже получено.
Иван СУХОВ