|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Назло планете всей
Россия будет строить атомные станции в гордом одиночестве
Известный исследовательский институт Worldwatch опубликовал данные о развитии мировой ядерной энергетики в 2000 году. Анализ свидетельствует, что развитие отрасли на сегодняшний момент практически прекратилось. Россия же пытается идти «поперек» мировой тенденции. В утвержденной в прошлом году правительством стратегии развития атомной энергетики до 2050 года записано, что в ближайшие десять лет в стране будет вводиться в строй по реактору ежегодно.
Из данных, приведенных Worldwatch, следует, что в индустриально развитых странах ядерные мощности постепенно сокращаются (смотри справку). В большинстве из них реакторы либо уже выводятся из строя, либо начнут выводиться в ближайшие год-два. По состоянию на прошлый год ни в Северной Америке, ни в Западной Европе не было ни одного реактора в стадии строительства.
В России иная ситуация -- здесь существуют как минимум четыре стройплощадки под энергоблоки, законсервированные еще в конце 80-х годов. В прошлом году таких объектов было пять, но один реактор -- на Ростовской АЭС -- достроили и недавно ввели в эксплуатацию. Теперь в России 30 действующих энергоблоков. Оставшиеся площадки Минатом собирается «довести до ума» в ближайшие четыре года.
Этот план в принципе осуществим, в первую очередь потому, что станции строятся не с нуля. Поэтому их сооружение обойдется несколько дешевле, чем обычно (в мировой практике строительство каждого реактора стоит порядка 1 млрд долл). Однако объекты находятся в разной стадии готовности, и каждый последующий будет дороже предыдущего. Минатом к тому же предлагает параллельно строить еще пять новых энергоблоков.
После 2010 года ведомство планирует построить еще пять-шесть реакторов. Таким образом, даже с учетом дешевой рабочей силы за 19 лет ведомство потратит только на строительство не менее 10--13 млрд долл. Как записано в стратегии, деньги на расходы Минатом намерен взять частично из собственной прибыли, но по большей части -- из средств, заработанных на ввозе облученного ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных АЭС.
Плюс к тому в России сейчас 12 старых реакторов, которые должны быть до 2006 года либо закрыты, либо остановлены и существенно модернизированы. По оценкам Госатомнадзора, продление срока деятельности каждого из них обойдется не менее чем в 200 тыс. долл. Так что реализация собственных планов (если программа будет реализовываться) сделает Минатом самым затратным из всех федеральных ведомств.
Реализовать намерения атомщиков непросто. При этом Минатом планирует плотно застроить АЭС европейскую часть России, в то время как энергетические кризисы с занудным постоянством случаются в Сибири и на Дальнем Востоке.
Как пояснили газете «Время новостей» в «Росэнергоатоме» -- концерне, эксплуатирующем российские АЭС, развивать ядерную энергетику в Европе и на Урале выгоднее. «Строить будут новые блоки на уже действующих станциях, рассчитанных на высокую пропускную способность ЛЭП. Таким образом мы получим максимум энергии за счет минимума вложений, -- сообщил пресс-секретарь концерна Андрей Полоус. -- К тому же именно в Европе и на Урале у нас сосредоточена основная промышленность». По словам г-на Полоуса, расчет делался на то, что «традиционные мощности будут выбывать, и их надо замещать».
И в этом стратегия российских атомщиков идет вразрез с мировой тенденцией. Единственный регион мира, где ядерная энергетика сейчас развивается, -- Азия. Там недостаток энергоресурсов накладывается на промышленный рост. Но и в Азии строительство АЭС ведется «ни шатко ни валко». В прошлом году в регионе не введено в строй ни одного нового реактора. Даже Япония, где сейчас функционируют 53 реактора, ничего не строит. Более того, японцы объявили о радикальном сокращении программы строительства новых блоков -- с 20 до 10. Свернута программа развития атомной энергетики и на Тайване.
Строительство АЭС ведется в Китае, Индии и Южной Корее. Но во всех перечисленных государствах по разным причинам это «долгострой». Кроме Южной Кореи, во всех этих проектах участвует Россия.
Не обошлось без Минатома и в известном строительстве АЭС в Иране. Ситуация с Ираном является уникальной -- это единственная (кроме России) страна, располагающая серьезными запасами нефти, где сейчас строится атомный реактор. Но он был заложен еще во времена «холодной войны» германским концерном «Сименс» на деньги США. Тегеран хочет его достроить, но дальнейшее развитие атомной энергетики пока не планирует.
У России есть шанс поучаствовать в еще более скандальном проекте -- построить атомную станцию в Северной Корее, где вроде бы не прочь развивать атомную энергетику. По крайней мере на это намекает товарищ Ким Чен Ир. В то же время в середине 90-х годов международный консорциум, в котором участвовали представители США и Южной Кореи (консорциум КЕДО), предлагал Пхеньяну закрыть плутониевый завод, а в обмен построить АЭС и даже утилизировать все ОЯТ. Ким Чен Ир тогда отказался. Нынешние предложения лидера КНДР звучат более чем уклончиво, Минатом их отверг незамедлительно.
В то же время, как сообщили газете «Время новостей» в руководстве ведомства, Минатом всерьез рассматривает возможность строительства АЭС на Дальнем Востоке, на приграничной территории. Такая станция позволит решить все энергетические проблемы края. По выкладкам экономистов Минатома, строительство АЭС в Приморье и ее эксплуатация обойдутся государству значительно дешевле, чем поставки в регион традиционных видов топлива.
Кроме того, Минатом получит возможность экспортировать энергию в Северную Корею и Китай, не вызывая нареканий со стороны мирового сообщества. По словам источника газеты «Время новостей» в руководстве Минатома, сейчас ведутся «политические переговоры» по данному вопросу.
Таким образом, энергетическая стратегия России выбивается из всех мировых тенденций. Кроме США, которые до последнего времени ставили перед собой задачу сохранить свои запасы нефти, в мире нет ни одной страны, располагающей запасами традиционных видов топлива и развивающей атомную энергетику. Это слишком дорогое удовольствие.
В самой стратегии внезапная активность Минатома объясняется тем, что Россия в результате строительства такого количества АЭС сможет сэкономить и продать на Запад больше нефти и газа.
Екатерина КАЦ