|
|
N°144, 10 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Налоговому органу должно быть все равно, сколько он соберет налогов"
В чем разница между планами по сбору налогов и бюджетным планированием, "Времени новостей" пояснил старший консультант Центра фискальной политики Владимир РЕДЬКИН:
-- Когда говорится о планах по собираемости налогов, речь идет о тех цифрах, которые спускаются территориальным налоговым органам. Формально это не является нормальным способом ведения работы, потому что дело налогового органа -- проверять налоговую отчетность, отслеживать, не уклоняется ли кто-то от обязанностей, в полном ли объеме перечисляют налоги. По большому счету налоговому органу должно быть все равно, сколько он соберет налогов, -- главное, чтобы все было сделано в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Недопонимание возникает тогда, когда планы по собираемости смешивают с бюджетным прогнозированием, которое относится к обязанностям и полномочиям финансовых органов -- федеральных, региональных, а также финорганов местного самоуправления. В отличие от финансовых все налоговые органы -- исключительно федеральные.
Для финансовых органов прогноз собираемости налогов важен как источник для формирования соответствующих расходов. Надо понимать, что качество прогнозирования бывает разным. Может изменяться конъюнктура. Например, рассчитывали на одну цену нефти, а она вдруг упала. И это не повод корректировать разночтения между прогнозом и реальным поступлением денег с помощью команды налоговикам: «Соберите больше». Сам по себе план не совсем корректная вещь, из разряда административных рычагов в их худшем понимании.
Если в бюджет поступает недостаточно доходов, надо разобраться, почему мало, а не нажимать автоматически на предприятия. Может быть, неудачно изменилось законодательство, может быть, чересчур большую рассрочку дали крупнейшему плательщику. А может, ошиблись с прогнозами, и у предприятий объективно снизилась прибыль. Ошибки в прогнозировании надо искоренять на уровне качества прогнозов. Дыры в бюджете нужно закрывать финансовыми инструментами, а не рассылкой разнарядок налоговым органам. Для этого есть инструменты заимствования, если не говорить о критических случаях. В крайнем случае, как это было в России в середине 90-х годов, используется такой инструмент, как секвестр бюджета.
|