|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Старому Свету - новую «Оку»
СеАЗ собирается использовать машину в Европе "по другому назначению"
Серпуховский автомобильный завод (СеАЗ), от которого этой весной по причине неэффективности избавился «АвтоВАЗ», ведет переговоры о поставках автомобилей «Ока» в Швейцарию, а также в Республику Йемен и Пакистан. Об этом вчера официально сообщили на СеАЗе. Как рассказал «Времени новостей» замгендиректора СеАЗа по маркетингу и сбыту Александр Губарев, в Европу и, возможно, другие страны будет поставляться принципиально новый автомобиль с более высокими стандартами качества. Общественности он будет представлен на Московском автосалоне, который ежегодно проходит в столице в конце августа. А пока г-н Губарев отказался давать более подробные комментарии. Эксперты недоумевают, как «Ока», не соответствующая сегодня даже стандартам евро-3, намерена покорять Европу, где с нового года вступают в силу стандарты евро-4.
Г-н Губарев пояснил «Времени новостей», что «контракты принципиально уже заключены», однако автомобиль должен пройти испытание и получить технический паспорт транспортного средства. Сейчас «Оку» тестируют в Швейцарии. На вопрос, каким образом в эту страну будет поставляться автомобиль, не вписывающийся в экологические, технические (и т.д.) евростандарты, г-н Губарев отметил, что «машина будет использоваться по другому назначению», и предложил дождаться автосалона, где будет представлена обновленная «Ока». Также он сообщил, что ведутся переговоры о поставках нового автомобиля и в другие страны Европы, в частности в Словению и Югославию, а также в Казахстан и Таджикистан. Кроме того, «Ока» уже поставляется на Украину, в Белоруссию и Ливию.
О новом поколении автомобиля, так называемом «Ока-2», говорят уже не первый год. Впервые «Ока-2» была показана еще летом 2003 года на автосалоне в Москве. Отмечалось, что машина имеет более современный внешний вид и интерьер, в отличие от своей предшественницы может комплектоваться более мощным мотором. Тогда у СеАЗа (машинокомплекты поступают с Завода микролитражных автомобилей в Набережных Челнах) был другой хозяин -- «АвтоВАЗ», который планировал вложить в новый проект по выпуску новой «Оки» 71 млн долл. Предполагалось, что производство этой модели начнется с 2006 года, и срок окупаемости проекта при производстве 90--100 тыс. автомобилей в год составит четыре-пять лет.
Однако в мае этого года «АвтоВАЗ» продал СеАЗ одному из своих поставщиков -- самарской компании «Автоком» (владеет Калужским заводом автоэлектроники, Лысковским электротехническим, Козельским механическим заводами и 50% «Кинельагропласта»). Сумма сделки не разглашалась (см. «Время новостей» от 14 мая), по мнению экспертов, она составила 10--20 млн долл. В мае же КамАЗ продал Завод микролитражных автомобилей холдингу «Северсталь-авто» под лицензионную сборку внедорожника Rexton южнокорейской марки SsangYong. (см. «Время новостей» от 19 мая). На рынке заговорили о том, что производство «Оки» вскоре свернется.
Между тем в «Автокоме» заявили, что хотя и не видят у нынешней «Оки» будущего, рассматривают несколько вариантов развития завода: как производство второго ее поколения, так и выпуск на мощностях СеАЗа другого автомобиля. В конце мая прототип «Оки-2» показали на первом Московском международном фестивале «Мини-автомобиль-2005». По свидетельству очевидцев, автомобиль привлек внимание мэра столицы Юрия Лужкова, который даже выразил желание содействовать этому проекту.
По словам управляющего директора инвесткомпании AG Capital (присутствует в совете директоров «АвтоВАЗа») Александра Агибалова, поставки дешевого автомобиля в развивающиеся страны оправданны, если учесть снижение продаж на внутреннем рынке, но экспорт в Швейцарию и Европу в целом вызывает недоумение. Если поставить под капот инжекторный (более мощный) двигатель, то «Ока», отмечает эксперт, как и «десятка», скорее всего, пройдет по стандарту евро-4. Но тогда она вырастет в цене с 3 до 5 тыс. долл. Кроме того, по кузову и технике нынешняя «Ока», по словам г-на Агибалова, вряд ли сможет соответствовать евростандартам. Перспективу же развития СеАЗа эксперт связывает с приходом иностранного инвестора, который может организовать на заводе сборку новой модели.
прошлом году СеАЗ собрал 19 тыс. автомобилей против 20 тыс. годом ранее.В За первое полугодие производство сократилось (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) еще на 18,3%, до 8,5 тыс. При этом для органов социальной защиты выпущено 1,5 тыс. автомобилей, что на 65,6% меньше, чем годом ранее.
Яна ГОДОВАНАЯ