|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По законам бизнеса
Крупный капитал готовится к смене губернатора Иркутской области
Переход к новой системе выборов глав регионов практически сразу был расценен в экспертной среде как еще один показатель серьезности намерений власти ограничить влияние олигархов на российскую политическую жизнь. Если раньше олигархические кланы, умело используя весь арсенал современных предвыборных технологий, могли приводить к власти в регионах лояльных им политиков, то теперь на их пути был выставлен внушительный административный барьер. Тем не менее уже сейчас есть все основания предполагать, что олигархи не сдались, -- более того, они нашли новую лазейку для влияния на политику, причем в той же самой системе, которую президент создал для предотвращения подобных тенденций.
Всего с момента принятия поправок в избирательное законодательство президент назначил 26 губернаторов, и практически ни в одном из случаев нельзя было сказать, что та или иная кандидатура была пролоббирована определенной олигархической структурой. Более того, зачастую Владимир Путин вносил в законодательные собрания такие кандидатуры, которые вызывали настоящий шок у местной элиты. Так было, в частности, в Тульской области, где фигура Вячеслава Дудки не входила в листы предпочтений ни одной из влиятельных местных группировок.
Однако нельзя сказать, что новая система не оставила местным элитам никаких возможностей для сопротивления воле центра. Во-первых, появилась процедура постановки вопроса о доверии действующим региональным руководителям. Данная схема была использована многими губернаторами, которые решили избежать волнительного ожидания сроков истечения своих полномочий и сыграть на опережение. Практика показывает, что президент обычно положительно решает вопрос о доверии тем главам регионов, которые рискуют его поставить, -- отказов пока еще не было. Во-вторых, система составления списка кандидатов, который полпред президента вносит на рассмотрение руководителя администрации президента, сама по себе представляет широкие возможности для влияния со стороны представителей крупного бизнеса.
Ведет свою игру бизнес в каждом конкретном случае или нет, можно определить по такому показательному индикатору, как сроки представления полпредством кандидатов в Кремль. Если полпред запаздывает, значит, власть столкнулась с оппозицией ее мнению среди ключевых бизнес-групп региона. По закону полпредство должно представить на рассмотрение список кандидатов за три месяца до истечения срока полномочий действующего главы региона. И тут начинаются удивительные вещи. К примеру, срок полномочий нижегородского губернатора Геннадия Ходырева истек 8 августа, а кандидатура Валерия Шанцева в областное законодательное собрание была внесена лишь 3 августа. Еще более интересная история -- коллизия вокруг поста руководителя Иркутской области. Полномочия Бориса Говорина истекают 7 сентября -- соответственно, список должен был быть сформирован еще в июне, однако до сих пор полпредство не представило никакой информации о списке кандидатов, и в СМИ активно циркулируют лишь слухи.
Причем эти слухи недвусмысленно наводят на мысль, что фактически весь предвыборный процесс в регионе контролируется олигархами. Сейчас наиболее часто упоминаются прежде всего три фамилии, которые имеют наибольшие шансы попасть в окончательный список для представления в Кремле. Это мэр Иркутска Владимир Якубовский, депутат Госдумы Виталий Шуба и сенатор Валентин Межевич. За каждым политиком стоят свои группы интересов -- в борьбе за регион участвуют в том числе такие структуры, как СУАЛ, «Интеррос», ТНК-BP, «Илим палп». Однако, как уже заметили некоторые СМИ, практически все группы интересов тесно завязаны на одного главного игрока -- «Интеррос». Основные объекты внимания компании в Иркутской области на данный момент -- крупнейшее в Евразии месторождение золота «Сухой лог», его утвержденные запасы оцениваются в 1029 тонн золота (около 40% всех российских запасов), и проект разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения. На «Сухой лог» претендует входящий в «Интеррос» «Норильский никель». Примечательно, что аукцион на разработку «Сухого лога» состоится предположительно уже в ноябре-декабре, то есть практически сразу после того, как будет утверждена кандидатура губернатора. Ковыктинское месторождение -- это точка пересечения интересов «Интерроса» и ТНК-BP, владеющих соответственно 25,82 и 62,89% акций компании «РУСИА Петролеум», которая обладает лицензией на разработку данного месторождения.
Столь длительное затягивание обнародования списка кандидатов на пост губернатора Иркутской области, очевидно, говорит о том, что полпредство, по всей видимости, оказалось в замешательстве, так как все вероятные кандидаты -- и Шуба, и Межевич, и Якубовский фактически представляют олигархическую группу с единым пакетом интересов. Таким образом, какой бы выбор ни сделал Кремль, он оказывается уже предопределен олигархами.
Данная ситуация, безусловно, может стать прецедентом. Ведь на протяжении последнего времени власть практически не сталкивалась с организованной оппозицией со стороны олигархов, которые достаточно четко усвоили и приняли правила игры, сформулированные Путиным. Теперь же олигархи, осознав, что у них нет ресурсов, чтобы бороться с государством напрямую, могут перейти к относительно тихому, но методическому расшатыванию одного из основных элементов вертикали власти -- системы назначения губернаторов. Если в Иркутской области олигархам удастся реализовать свой сценарий, то они наверняка попробуют его повторить в других регионах. В результате, несмотря на то, что формально губернатор будет, условно говоря, обязан своим назначением Путину, на самом деле он будет знать, что продвинули его совсем другие люди, и он им просто должен будет предоставить определенные преференции. Формирование целой серии таких «олигархических» регионов может стать уже серьезной угрозой для власти накануне избирательного цикла 2007--2008 годов, так как потенциально в данный список могут попасть прежде всего богатые сырьевые регионы. Вспомним конец 90-х -- тогда региональная фронда все-таки проиграла, но ее основу в тот период составляли отнюдь не сырьевые регионы, а в основном так называемый красный пояс. Сейчас же, если олигархи вырастят новую региональную фронду, она может оказаться куда опаснее для власти -- она может быть не такой яркой в личностном плане, как в конце 90-х, но за ней будут стоять реальные капиталы и ресурсы, а отнюдь не демагогический флер отдельных региональных лидеров.
Андрей Лебедев, ведущий аналитик Фонда эффективной политики