|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мораторий на детей
Счастьем сирот займется и Совет Федерации
Разворачивающаяся в России с ранней весны кампания, направленная на ужесточение правил усыновления, дала свои первые плоды. Вчера во Владивостоке завершился показательный суд над чиновниками от образования, которых обвиняли в подделке документов годовалой Даши Непомнящей -- с тем, чтобы девочку из детской больницы затем можно было по упрощенной схеме передать иностранным усыновителям из США. На скамье подсудимых оказались главный специалист по охране прав детей отдела образования Владивостока Любовь Задоя и воспитатель детской больницы Елена Лучникова. По словам помощника прокурора Приморского края Ирины Номоконовой, они подделали официальные документы, стараясь сделать невозможным удочерение девочки россиянами. Суд обвинению поверил и приговорил Любовь Задою к одному году условно и денежному штрафу. Вторая подсудимая, Елена Лучникова, приговорена только к штрафу. Адвокаты намерены приговор обжаловать, так как во всем произошедшем вины своих подзащитных не видят.
Несмотря на то что окончательная точка в этом деле еще не поставлена, резонансная волна на этот процесс уже докатилась из Приморья до Москвы. Вчера глава комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко заявила, что уже обратилась в Генпрокуратуру с просьбой ввести мораторий на усыновление российских детей иностранцами. По данным г-жи Петренко, «за последнее время жертвами жестокого обращения в приемных американских семьях стали 13 детей из России». Кроме того, возглавляемый г-жой Петренко комитет разрабатывает пакет поправок в Уголовный и Семейный кодексы с тем, чтобы «законодательно ужесточить ответственность органов социальной защиты, опеки и образования, а также агентств, занимающихся усыновлением». Сенатор отметила, что «на сегодняшний день ни одна служба, ни один из ее представителей не понес наказания за то, что 13 погибших российских детей были переданы на усыновление в США психически неустойчивым и безответственным людям».
Примечательно, впрочем, что, пытаясь возвести железный занавес перед «психически неустойчивыми и неуравновешенными» иностранцами, российские законодатели, судьи и прокуроры не всегда замечают отклонения у своих граждан. В частности, все в том же деле Даши Непомнящей остается слишком много вопросов к ее биологическим родственникам.
Началась эта история год назад, когда от маленькой Даши сразу же после ее рождения отказалась мать и девочке стали подыскивать приемных родителей. Воспитатели и врачи говорят, что российские семьи усыновлять ее не стали, а вот американцам Даша очень понравилась. Работники больницы стали готовить документы для усыновления Даши, но тут о существовании девочки неожиданно вспомнили бабушка и мать, потребовавшие, чтобы ребенка им немедленно вернули.
Бабушка Даши Ирина Княжева считает, что во временной заброшенности ребенка виноваты специалисты по охране прав детей, введшие ее в заблуждение, -- те самые Любовь Задоя и Елена Лучникова. По ее словам, ей «устно поставили условие: или я ребенка забираю чуть ли не на следующий день, или я его никогда не увижу. Я попыталась объяснить, что пока не могу забрать ребенка и заберу его через год-два, максимум через три". Однако три года в больнице ждать не стали, а быстро подготовили документы в суд для оформления усыновления. В день суда деятельная бабушка узнала, что Дашу собираются забрать американцы. К счастью для Дашиных родственников, часть документов была оформлена неверно (по версии прокуратуры -- подделана), и ребенка вернули матери.
Сейчас маленькая Даша, «спасенная» от иностранных родителей, живет с мамой Светланой и старшей сестрой в съемной квартире. С мужем Светлана давно не живет, и ей и ее маленьким детям помогают едой и деньгами родители и соседи. Правда, теперь ситуация должна измениться -- суд постановил выплатить Дашиной маме 200 тыс. руб. в качестве возмещения морального ущерба. Именно в такую сумму женщина, не проявлявшая к своему ребенку первые девять месяцев его жизни никакого внимания, оценила свои душевные страдания, перенесенные по вине подсудимых.
Екатерина ГОРДЕЕВА