|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент сорвал ядерные пломбы
Евросоюз грозит Тегерану санкциями Совбеза ООН
Кризис вокруг ядерной программы Ирана обострился. Вчера в иранском ядерном центре в Исфахане в присутствии инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) были сняты пломбы с оборудования. На глазах специально приглашенных иностранных журналистов рабочие высыпали на производственную линию концентрат урановой руды -- желтый кек. Так буднично Иран возобновил работы по ядерной программе, замороженные в ноябре 2004 года после переговоров с Великобританией, Германией и Францией.
Вчера же новый президент Ирана, 49-летний Махмуд Ахмадинежад поручил курировать национальную ядерную программу бывшему главе государственного телевидения и радио, ультраконсерватору Али Лариджани. Он сменит на этом посту умеренного прагматика Хасана Роухани, который и вел переговоры с Евросоюзом.
«Евротройка» резко отреагировала на действия Тегерана. Сегодня по ее требованию в Вене состоится экстренное заседание совета управляющих МАГАТЭ. Как пригрозили накануне три европейские столицы, по его итогам «иранское ядерное досье» может быть передано в Совет Безопасности ООН, в компетенции которого ввести против Ирана санкции. Впрочем, как не раз подчеркивали «Времени новостей» российские дипломаты, «веских юридических оснований для передачи дела в СБ ООН нет, ведь Иран как член Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) имеет полное право производить обогащенный уран для АЭС».
Переговоры Тегерана с тройкой ЕС продолжались два года. Шел торг: за добровольный отказ от обогащения урана Иран до 1 августа ждал от ЕС предложений по сотрудничеству. Европа на четыре дня задержалась с предоставлением пакета таких предложений. Да и содержание этих предложений не устроило Иран. Там было, в частности, обещание признать права Тегерана на производство ядерной энергии в мирных целях, ускорение достижения торгового соглашения с ЕС, гарантированные поставки ядерного топлива из России и Европы, превращение Ирана в главный пункт транзита углеводородного сырья из Центральной Азии в Европу.
6 августа (то есть в день, когда власть в стране официально перешла в руки выигравшего июньские выборы Махмуда Ахмадинежада) Тегеран отверг предложения Европы на том основании, что в 30-страничном документе не было прописано право Ирана на создание ядерного топлива в мирных целях для АЭС.
«В Исфахане происходит не обогащение урана, а лишь подготовка к обогащению, -- пояснил вчера «Времени новостей» источник в «Росатоме». -- В процессе конверсии руда желтый кек превратится в газ гексафторид урана. И лишь потом газ можно запускать в центрифуги для обогащения урана». Ядерный центр в Натанзе, где проводится обогащение урана, пока закрыт. Хотя, как заявил вчера «Времени новостей» источник в «Росатоме», «для того чтобы запустить завод в Натанзе, иранцам надо сначала наработать необходимое количество газа для обогащения».
Вчера по просьбе Тегерана инспекторы МАГАТЭ установили на объекте в Исфахане спецоборудование для дополнительного контроля за его деятельностью. Тем самым Иран стремится доказать, что не делает ничего незаконного. «Для топлива необходим уран с содержанием в нем 4% изотопов урана-235, а для оружия -- 90%, но для такого обогащения нужно иметь на несколько порядков больше и центрифуг -- несколько сотен тысяч. Нужно также больше и времени, и сырья, чем имеется сейчас у Ирана», -- говорит специалист «Росатома».
Москва пока не выказывает обеспокоенности тем, что развитие событий вокруг Ирана может осложнить российско-иранское ядерное сотрудничество. «Оснований драматизировать ситуацию нет», -- заявил «Времени новостей» высокопоставленный сотрудник «Росатома». В начале 2006 года Россия поставит ядерное топливо для АЭС в Бушере. «Мы своих обязательств по поставкам ядерного топлива пересмотреть не можем, так как Иран, подписавший ДНЯО, ничего не нарушает и находится в правовом поле. Не меняются и параметры графика пуска АЭС в Бушере: физический пуск станции запланирован на весну-лето 2006 года, энергопуск -- на конец 2006 года», -- заявили "ВН" в «Росатоме».
Андрей ЗЛОБИН