|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оружие оптом и в розницу
Военнослужащие переходят на самофинансирование
С начала года в частях Дальневосточного военного округа, по данным прокуратуры ДВО, раскрыто 15 преступлений, связанных с хищением оружия и боеприпасов. Осужден 21 военнослужащий, в том числе два офицера и два прапорщика. Из материалов уголовных дел следует, что оружие и боеприпасы похищаются с целью реализации, зачастую по конкретному заказу «гражданских лиц». Всего в этом году со складов похищено 16 гранатометов, 13 пистолетов, один автомат. Гранат, мин и снарядов -- 152 шт., боеприпасов - 158 731 шт. Большую часть оружия и боеприпасов удалось изъять и вернуть обратно в части округа. Безусловно, речь идет только о раскрытых кражах. Нераскрытых хищений, как показывает практика, куда больше. Однако, если судить по данным прокуратуры, особой изобретательностью при кражах оружия военные не блещут.
Большая часть хищений совершается военнослужащими, которые это самое оружие должны охранять. К примеру, в ночь на 23 февраля 2001 года капитан Садыков, являясь дежурным по в/ч 71431, изъял из сейфа опечатанные тубусы с ключами от дверей и решеток склада ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ). С помощью эпоксидного клея были изготовлены фальшивые печати, после чего вместе со своим помощником лейтенантом Ибрагимовым капитан открыл склад. Сигнализация к тому времени уже не работала, что позволило злоумышленникам изъять шесть пистолетов Макарова, пистолет Марголина, 240 патронов 5,45мм и 144 патрона 9 мм, а затем опечатать дверь и решетки склада изготовленной печатью.
Военные вместе с органами ФСБ в войсках пытаются контролировать ситуацию. Но иногда они просто бессильны. «Многие склады РАВ со стрелковым оружием из-за дефицита средств не оснащены сигнализацией и не имеют должной охраны, а сами хранилища требуют ремонта, а некоторые вообще в аварийном состоянии», -- сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель военного прокурора ДВО подполковник юстиции Евгений Евтушевский.
Как отмечают юристы, нередки случаи и элементарной халатности самих командиров. Так, 28 июня 2001 года рядовые в/ч 52619 Щарабарин и Толмачев похитили пистолет и два магазина к нему, которые дежурный по КТП прапорщик неосмотрительно оставил в шкафу. После этого «герои» самовольно оставили часть и попытались продать похищенное оружие знакомым авторитетам. Спустя сутки все они были задержаны, а оружие возвращено в часть. В другом случае прапорщик в/ч 26381 Сергей Тузов, бывший в течение полугода начальником пункта боепитания на армейском полигоне, постоянно тащил боеприпасы, оставшиеся неизрасходованными после стрельбы. Всего им было похищено две гранаты РГД-5 с запалами, восемь электродетонаторов, около 700 патронов 9, 7,62 и 5,45 мм.
Отдельные командиры допускали нарушения при подборе личного состава, заступающего в караул по охране складов. Зачастую караулы комплектовались из военнослужащих, призванных из тех же мест, где дислоцируется их воинская часть. Нередко такие военнослужащие имеют связи с криминальными структурами, судимости, в том числе за тяжкие преступления. Именно в результате таких нарушений рядовой в/ч 22452 Стрекаль вместе с гражданскими лицами, в том числе и с бывшими военнослужащими этой части, беспрепятственно проникли на склад РАВ и похитили оттуда 16 ручных противотанковых гранатометов, 120 шт. гранат РГН, 155 860 шт. патронов калибра 5,45 мм.
Тем не менее в происходящем военные юристы винят не армию, а общество. «Солдат и офицеров на преступление толкает обстановка в стране, ведь оружие до сих пор остается самым ходовым товаром, оно востребовано, а значит, многими офицерами и солдатами движет элементарная корысть», -- сказал Евгений Евтушевский.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск