|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почему Северная Корея не торопится идти на уступки?
Итоги изнурительных шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Северной Кореи (за полторы недели в Пекине прошло более 80 встреч, включая двусторонние) и разочаровывают, и вдохновляют. Разочаровывают, поскольку, несмотря на все усилия, оказалось невозможным согласовать даже общие принципы «пакетного решения» ядерной проблемы КНДР. Вдохновляют же потому, что пока идут переговоры, обострение ситуации на Корейском полуострове маловероятно. Тем более, когда встречи идут в подчеркнуто позитивной атмосфере.
Важная новость: спустя годы обличений «оси зла» американцы начали общаться с одним из ее членов в нормальном тоне (состоялся даже двусторонний дружеский обед в северокорейском ресторане). Это порождает слухи о возможных секретных двусторонних договоренностях, которые так любят северокорейцы. Но в целом мало признаков того, что не только практические, но даже философские подходы США и КНДР сблизились.
США в действительности надо подтвердить свою ведущую роль в мире -- если они что и дадут КНДР, то как проигравшей стороне «с барского плеча», когда Пхеньян покается. Незыблемость американского лидерства куда важнее северокорейского ядерного оружия, которое то ли есть, то ли нет. США устраивает то, что на неблагодарную роль «уговорщиков» северокорейцев самовыдвинулись Китай и Южная Корея, которые и взяли бы на себя при благоприятном исходе материальное бремя выполнения договоренностей. Не получится -- тоже не беда, ведь «непредсказуемая» Северная Корея -- это аргумент для усиления лидерства США в регионе и наращивания военной силы. Так что особенно прессовать американцам нет резона.
Северокорейцам же нужны гарантии выживания, причем в качестве равного США партнера. Нынешняя позиция США уверенности в этом не дает.
Главный тормоз переговоров -- несогласие американской администрации на что-либо, кроме полного лишения КНДР доступа к атому, в том числе мирному. И по престижным, и по чисто экономическим соображениям северокорейцам трудно смириться с дискриминационным и беспрецедентным в международном режиме нераспространения требованием отказаться от развития атомной энергетики даже под международным контролем. А почему же это будет разрешено вечному конкуренту -- Южной Корее?
Южные корейцы предложили северному соседу согласиться на компенсацию за отказ от ядерной программы поставками энергии. Но опыт прежних соглашений Пхеньяна с США показывает, что в любой момент такие поставки могут быть перекрыты, поэтому соглашаться на такое рискованно. Северная Корея хочет такой «компенсации», которую нельзя забрать назад: например, АЭС.
Объективно рассуждая, дипломатические позиции северокорейцев сильны и логичны. С этим пришлось смириться Японии, вынужденной снять требование о включении в пакетную сделку вопроса о похищенных японцах (это попытка подмены самого предмета переговоров). Внешне северокорейцы демонстрируют максимум доброй воли, говоря о готовности отказаться от военных ядерных программ, даже вернуться в Договор о нераспространении, да и сама их концепция «безъядерного Корейского полуострова» весьма привлекательна.
Спешить с уступками северянам незачем, тем более что и Китай, и Россия, а теперь и Южная Корея к их аргументации относятся с сочувствием. В интересах Пхеньяна углублять противоречия этих стран с Вашингтоном. Похоже, КНДР рассчитывает на то, что США до возобновления нынешнего раунда (возможно, 29 августа в том же Пекине) смягчат позицию. При этом Пхеньян выдвигает контраргумент (возможно, в целях торга): речь должна идти о безъядерном статусе всего полуострова и соответствующих проверках этого. А почему, собственно, надо верить США на слово по вопросу отсутствия их ядерного оружия на Юге?
И ведь речь пока что только о первых прикидках договоренностей, о важном, но только одном из их аспектов. А ракетная программа КНДР, проблема обычных вооружений, прав человека, о которых не упускают случая напомнить американские консерваторы?
Так что переговоры могут тянуться, прерываясь и возобновляясь, годами. А там, как говорится, «либо ишак сдохнет, либо шах...» На это и рассчитывают дальновидные северокорейцы, не очень верящие в то, что с администрацией Буша можно о чем-то путном договориться или что договоренности будут выполняться. Корейцы часто вспоминают пословицу о том, что важно сделать первый шаг, а сам путь может быть и в тысячу ли...
Георгий БУЛЫЧЕВ, директор Центра исследования современной Кореи ИМЭМО РАН