|
|
N°143, 09 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никакое реальное военное строительство в России не ведется»
Работу над Сводным реестром организаций российского оборонно-промышленного комплекса закончили на прошлой неделе специалисты Министерства промышленности и энергетики. В список включены 1265 фирм, предприятий, конструкторских бюро. Еще год назад их было более 1500. Но это количественные характеристики. О качестве сегодняшнего российского оборонно-промышленного комплекса военному обозревателю «Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказал заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин МАКИЕНКО.
-- Вот уже нескольких лет ваш центр постоянно твердит об экспортной ориентации российского оборонно-промышленного комплекса. Однако есть ли хоть какие-то сдвиги в удовлетворении нужд собственной армии?
-- Лидирующие компании ОПК, а это главным образом крупнейшие авиастроительные корпорации «Сухой», «Иркут», «МиГ» и связанные с ними приборостроительные компании, по-прежнему работают преимущественно на экспорт. Доля зарубежных поставок у них стабильно превышает 90%. Кораблестроительные предприятия попадают в число лидеров по продажам тоже благодаря экспортным контрактам. «Северная верфь» строит эсминцы для Китая, «Балтийский завод» -- фрегаты для Индии. В этом году, как мы ожидаем, самая большая выручка будет у «Адмиралтейских верфей», которые передадут в Китай четыре подводные лодки. У производителей двигателей доля экспорта также на уровне 70%. Так что экспортная ориентация ОПК остается.
-- Еще одну неутешительную формулировку я слышу от вас не первый год: государственный оборонный заказ не оказывает воздействия на финансовое состояние компаний ОПК. Но гособоронзаказ год от года растет: в прошлом году расходы на оснащение вооруженных сил были 148 млрд руб., в этом -- 180 млрд. В денежном выражении гособоронзаказ в этом году вообще превосходит выручку от экспорта вооружения...
-- Информация о такого рода расходах хотя и становится более открытой, все же сказать точно, куда идут деньги, невозможно. Мы считаем, что из 6 млрд долл. гособоронзаказа этого года примерно половина идет на оснащение сил ядерного сдерживания. Еще 3 млрд долл. распыляются по бесчисленному количеству научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), большинство из которых не доводится до готовых образцов. Министерство обороны не в состоянии сформулировать приоритеты военно-технической политики и нормально их профинансировать. То есть никакое реальное военное строительство в России не ведется.
-- Но есть же, например, программа создания истребителя пятого поколения.
-- Если бы военные обнародовали цифры реальных расходов на перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, страна гомерически смеялась бы. С этими деньгами создание одного только планера займет больше ста лет. Злые языки говорят, что финансирование перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации такое же, как и новых водолазных костюмов. Причем в столь малом количестве, что разумнее закупать их за рубежом. Все говорит о том, что военным истребитель пятого поколения не нужен. Но авиационная промышленность не сможет существовать без такой программы, которая имеет прежде всего технологическое, а не военное или коммерческое значение.
Вообще в гособоронзаказе много "веселого". По дошедшим до нас слухам, в расходах на 2006 год есть строка о закупках 1200 автоматов АК-74, хотя их и без того больше 5 млн. Или еще: Генштаб запросил у заместителя министра обороны по вооружению генерала Московского список приоритетов по закупкам. Список был подан на шести листах -- стоимость так называемых приоритетов составила не более 20% общего объема расходов по гособоронзаказу. На эти слухи можно было бы не обращать внимания, но физические закупки конкретных систем вооружений действительно мизерные. В прошлом году всего 14 танков плюс модернизация семи самолетов. Если до 2002 года недоставало ресурсов, то теперь они нерационально используются.
-- Как долго будет в нашем экспорте доминировать авиационная промышленность?
-- Уже в этом году лидерство по доходам перехватят кораблестроители. Дело в том, что большие поставочные контракты по истребителям завершены. Зато ожидается поставка подводных лодок Kilo в Китай. Это даст до 2 млрд долл. Из авиационных остаются индийский лицензионный контракт по Су-30МКИ, а в 2006 году должна начаться поставка по малайзийскому контракту (18 Су-30МКМ на 900 млн долл. с поставкой в 2006--2007 годах). Наконец, в 2008 году подойдет срок поставок МиГ-29К в Индию по контракту стоимостью 740 млн долл. Вообще об устойчивых тенденциях здесь говорить сложно, поскольку рынок вооружения -- конъюнктурный.
-- Слабое место многих предприятий нашего оборонно-промышленного комплекса -- диверсификация производства. Можно ли ожидать перемен в этой сфере?
-- В корабле- и двигателестроении диверсификация и сейчас относительно высока. При плохом финансировании оборонного заказа компании ОПК ускорят выход из военного производства. Владельцы «Балтийского завода» уже заявили о намерении сосредоточиться на выполнении только гражданских заказов. Авиапромышленные компании планируют довести долю гражданской продукции до 50%. В авиационной холдинговой компании «Сухой» реализуется проект российского регионального самолета RRJ, в «Иркуте» -- амфибии Бе-200. Видимо, входящие в иркутский альянс КБ будут работать над проектом гражданского самолета на 120--170 мест.
-- Чем объяснить небольшую по сравнению с зарубежными выручку наших компаний?
-- Низкой емкостью внутреннего рынка -- как военного, так и гражданского. Выживут и станут лидерами компании, которые сумеют реализовать совместные проекты -- как российско-французский по созданию двигателя в классе тяги около семи тонн SaM-146, как российско-индийский военно-транспортный самолет ИРТС. В проекте RRJ тоже скорее всего появятся иностранные партнеры, а не просто платные консультанты, каковым является "Боинг". Все новые проекты должны ориентироваться и на мировой рынок, на глобальную конкуренцию. Внутренний же спрос сегодня размазан по избыточному для относительно небольшой российской экономики количеству компаний. Очень актуальна задача консолидации ОПК. Руководством страны уже поставлена задача создать объединенную авиастроительную компанию.
-- Но эту идею некоторые руководители и владельцы компаний и КБ, мягко говоря, не очень приветствуют.
-- Действительно, поручение президента от 22 февраля 2005 года о создании объединенной авиастроительной компании не выполнено. Но при наличии минимальной политической воли это сопротивление исчезает за месяц. Лично мне оптимальным для России кажется создание не одной корпорации, а «полуторной» системы. Как во Франции, где большая часть промышленности интегрирована в европейскую, но при этом сохраняется национальный полюс -- компания Dassault aviation. В России большую компанию можно было бы создать на базе сложившегося иркутского альянса: НПК «Иркут», яковлевское и бериевское конструкторские бюро, РСК «МиГ». К альянсу тяготеет АК имени Ильюшина. В дальнейшем эту компанию нужно интегрировать в международные альянсы. На базе же холдинга «Сухой» напрашивается создание национального полюса, русского аналога Dassault. Вообще в каждом секторе оборонно-промышленного комплекса надо создать одну-две компании с капитализацией до 3 млрд долл. и объемом продаж от полутора миллиардов.
-- В середине июля премьер Михаил Фрадков на заседании военно-промышленной комиссии посетовал: в руководстве российского ОПК оказываются случайные люди. Может быть, это начало новой кадровой политики?
-- У государства в сфере ОПК нет ни кадровой, ни какой-либо иной политики, оборонная промышленность находится на периферии его внимания. Проблемы авиапрома или оборонно-промышленного комплекса не выдерживают конкуренции с такими увлекательными занятиями, как распил ЮКОСа или решение проблемы престолонаследия в 2008 году. Трудно сказать, что имел в виду председатель правительства, но проблема качества менеджмента действительно есть. Современных, знающих бизнес-процессы и технологии производства, а при этом еще и честных менеджеров сегодня в ОПК очень мало. Не хватает квалифицированных рабочих, потеряно среднее поколение инженеров и конструкторов. Чтобы они там появились, государство должно показать обществу, нации, предпринимателям, что оборонная промышленность -- это важно и интересно.
-- В нашем ОПК есть просто умирающие отрасли. Например, производство боеприпасов...
-- Производство боеприпасов -- это отрасль, которая не может быть коммерческой, работать на гражданский рынок. Даже в США, где вся оборонка частная, единственный государственный сектор -- боеприпасный. Закупки для него могут идти только по линии государства. И только от государства зависит, выживет отрасль или умрет.
-- Два года назад в оборонке появилось новое явление: главный государственный посредник в торговле оружием «Рособоронэкспорт» решил участвовать в производстве оружия и военной техники. И стал покупать акции в основном экспортно-ориентированных предприятий. Занимается этим его «дочка» -- «Оборонпром». Насколько перспективен такой путь?
-- Финансовые и лоббистские возможности «Рособоронэкспорта» позволяют консолидировать целые отрасли. Это видно на примере вертолетостроения. Но тут мало только контролировать финансовые потоки предприятий, надо выработать эффективную инновационную и промышленную политику -- определить продуктовый ряд, выбрать перспективные проекты, оптимизировать производство. Я не вполне убежден, что менеджмент «Оборонпрома» ставит перед собой такие задачи.
-- Коли мы уже заговорили о лоббировании, оно, наверное, было бы нелишним и на уровне государства?
-- Оно просто необходимо. Сейчас много говорят: Россия теряет индийский рынок. Месяц назад в Индии начался крупнейший в мировой истории тендер на закупку 126 легких истребителей. Цена вопроса -- 9 млрд долл. Объявлен тендер по разработке двигателя Kawery для индийского легкого истребителя. Цена вопроса -- полтора миллиарда долларов. В эти тендеры впрягаться должны президент, премьер, правительство. Президент США, когда где-то идет конкурс на несколько миллиардов долларов, убеждает своего коллегу -- главу государства -- купить именно американскую продукцию.
Еще пример. Саудовская Аравия -- колоссальный рынок военной продукции. Он всегда был американским, но после событий 11 сентября 2001 года саудиты от закупок американского оружия уходят. На похороны короля Фахда приезжает глава немусульманского государства -- президент Франции Жак Ширак. А от России приехал политик, который однажды отказался встречаться с Арафатом (спикер Совета Федерации Сергей Миронов. -- Ред.) и теперь, наверное, не самый желанный гость в арабском мире. А потом появляются сообщения, что саудиты рассматривают вопрос о покупке 96 французских многоцелевых истребителей «Рафаль» на 6 млрд евро.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ