|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рознь в пятом поколении
Российские авиастроители хотят не дружить, а конкурировать
Две ведущие российские фирмы -- изготовители истребителей рассчитывают самостоятельно осуществить технологический прорыв к боевым машинам следующего поколения. Объединение усилий ради решения этой задачи не входит в планы ни Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ», ни Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) «Сухой». Об этом их руководители заявили вчера на международном авиасалоне МАКС-2001 в Жуковском.
Эксперты и раньше сомневались, что две заслуженные и амбициозные фирмы сумеют примирить свои интересы в рамках столь многообещающего проекта, как «истребитель пятого поколения». По прогнозам теоретиков авиации, через 10--15 лет в небе будут господствовать ВВС тех стран, которые сумеют дать своим летчикам истребители со сверхзвуковой крейсерской скоростью, малозаметные для локаторов, вооруженные высокоточным оружием, обнаруживающие и поражающие противника на большом удалении. Пока только в США разработана одна-единственная модель, более или менее соответствующая этим параметрам, F-22. В России и «МиГ», и «Сухой» работали над собственными версиями истребителя пятого поколения.
В апреле этого года АВПК «Сухой» заключил с рядом институтов и предприятий ВПК соглашение об объединении усилий по созданию истребителя пятого поколения. Вчера на авиасалоне первый заместитель генерального конструктора РСК «МиГ» Владимир Барковский рассказал о предшествующих этому событиях. По его словам, в марте корпорация подписала аналогичное соглашение с Конструкторским бюро им. Яковлева и тремя авиазаводами: нижегородским «Соколом», Иркутским и Комсомольским-на-Амуре авиационными производственными объединениями. Приглашение участвовать в нем было направлено и АВПК «Сухой». Барковский сказал, что «Сухой» на приглашение не ответил, а месяц спустя на «МиГе» с удивлением узнали, что конкурент срочно создал собственный альянс.
Гендиректор РСК «МиГ» Николай Никитин заявил вчера, что водораздел в подходах двух фирм к проекту истребителя пятого поколения лежит в том, как определить лучшего. «МиГ» настаивает на проведении тендера. А «Сухой», по словам Никитина, хочет получить заказ на разработку без соревнования, правительственным постановлением.
Генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил Погосян сказал газете «Время новостей», что тендера не боится, но в данном случае не видит в его проведении особого смысла. Он также отметил, что «Сухой» действует в строгом соответствии с распоряжениями правительства, а правительство России не распоряжалось провести тендер по «истребителю пятого поколения». Погосян хотел было дальше аргументировать свою позицию, но в этот момент, заглушая его слова, над экспозицией МАКС-2001 пронесся экспериментальный самолет С-37 -- прототип истребителя пятого поколения, разработанный на «Сухом». Поэтому Погосян просто махнул рукой в небо и сказал, что все желающие могут своими глазами сравнить предложения «МиГа» и «Сухого» по данной тематике.
Часом раньше Владимир Барковский рассказал на пресс-конференции, что «миговский» прототип пятого поколения -- известный под кодовыми названиями «проект 1.44» и МФИ, -- совершивший первый полет 29 февраля 2000 года, сейчас прикован к земле. Заминка эта временная, связанная с относительно простыми техническими проблемами, и вскоре «МиГ» собирается возобновить летные испытания этой машины.
Возможную выдачу заказа на разработку истребителя пятого поколения без тендера Барковский образно назвал «попыткой зачать ребенка в пьяном угаре». Он сказал, что финансовое состояние авиафирмы в данном случае не может служить решающим критерием. («Сухой» получает от экспорта своей продукции раз в десять больше, чем «МиГ». Внутри России обе фирмы новой техники давно не продают и зарабатывают несущественные суммы на обслуживании старой.)
«Тогда лучше закажите истребитель пятого поколения ЛУКОЙЛу! Ведь у него еще больше денег, чем у «Сухого», -- полемически заострил г-н Барковский.
Впрочем, он отметил, что госзаказ на разработку передовой машины будет иметь какой-то смысл только в том случае, если будет сопровождаться решением о закупке конкретной партии таких самолетов за конкретную сумму бюджетных средств. Неконкретность в этом вопросе действительно угрожает будущности российского истребителя пятого поколения гораздо сильнее, чем традиционная конкуренция между российскими проектировщиками истребителей.
Михаил КУКУШКИН