|
|
N°145, 11 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США
Как это ни парадоксально, в настоящее время главная задача -- защитить тех, благодаря кому российская и украинская экономика совершили беспрецедентный рывок вперед. В середине 90-х несколько молодых людей в этих странах попытались, с немалым риском для себя лично, вдохнуть жизнь в, казалось бы, находившихся при последнем издыхании монстров советской экономики. Их старания увенчались таким успехом, на который никто и не рассчитывал: возрожденные крупные предприятия стали локомотивом подъема всей экономики. Поначалу успех приносила прежде всего экономия на масштабах производства и присвоение природной ренты, извлекаемой из сырьевых ресурсов; при этом в условиях правового беспредела выживали лишь корпорации с жестко централизованным руководством и капиталом. Немногие владельцы таких компаний богатели с ошеломляющей скоростью -- их и стали именовать олигархами. Дабы закрепить права на сомнительно приобретенную собственность, они стали подкупать политиков, судей и других должностных лиц. А это называется коррупцией или даже захватом власти со стороны бизнеса.
И российское, и украинское общество требует от правительства борьбы с коррупцией, символом которой считаются олигархи. В XIX столетии, во времена так называемого золотого века, Соединенные Штаты тоже столкнулись с аналогичной проблемой, пытаясь умерить аппетиты стремительно богатевших нуворишей. Тогда Эндрю Карнеги сделал огромное состояние на стали, а Джон Рокфеллер заработал свои миллионы на нефти. При президенте Путине Россия пошла по пути конфискации, обложив данью крупнейших олигархов и периодически требуя выплат от других представителей бизнес-сообщества. Украина готова пойти по еще более рискованному пути масштабного передела собственности, который может полностью расшатать и политическую, и экономическую систему страны, не говоря уж о правовой.
Главный недостаток такой политики в том, что за ней стоит порочная идеология, в которой обывательская зависть к богатым сочетается с желанием новоявленных предпринимателей завладеть активами пресловутых олигархов. Инстинктам обоего рода не стоит потакать. В конечном счете все споры сводятся к чистой идеологии. Олигархи -- естественный продукт определенной экономической, правовой и политической ситуации: именно так их и надо воспринимать. А это, в свою очередь, означает, что общество должно не просто осознать фундаментальные принципы капитализма, но и проникнуться ими.
Андерс ОСЛУНД, профессор Джорджтаунского университета (Вашингтон, США)