|
|
N°142, 08 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Солнце взойдет без американского зонтика
В сентябре у Японии появятся полноценные вооруженные силы
Ежегодно в саркофаг в хиросимском Парке мира вкладываются списки новых жертв ядерной бомбардировки. В Японии до сих пор продолжают умирать люди, пораженные лучевой болезнью после того, как 60 лет назад американские бомбардировщики сбросили атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. Период с 6 августа 2004 по 6 августа 2005 года был объявлен японцами «годом напряженных усилий за создание мира, свободного от ядерного оружия и всемирной кампании за запрещение ядерного оружия к 2020 году».
Однако одновременно с призывами к японскому правительству не пересматривать «антивоенную» конституцию страны и не участвовать в военных действиях в Японии идет другой процесс: подготовки к изменению конституции, в частности, ее 9-й статьи, где говорится, что «японский народ навечно отказывается от ведения войны как суверенного права нации и от угрозы применения силы как средства разрешения международных споров».
Все послевоенные годы Страна восходящего солнца -- в скрытой либо откровенной форме -- стремилась восстановить полноценность государственного функционирования. Сначала это был призыв к экономическому росту -- и миру явилось «японское чудо». Затем пришел черед определения границ страны -- и Япония добилась от США возвращения Окинавы, а в отношении России, Южной Кореи и Китая выдвинула территориальные претензии. Потом наступил черед государственной символики и «реидентификации» с наследием древних традиций -- и японское руководство вспомнило о необходимости сохранения «уникальной национальной сущности».
Наконец, пришла очередь Сил самообороны. В правящих кругах все громче раздаются призывы "соответствовать новому времени", быть готовыми к отпору при возможном нападении со стороны Северной Кореи и активнее вносить вклад в установление мира на планете. Для этого нужна армия, готовая воевать. Но это противоречит положениям конституции, где зафиксирован отказ от ведения войны любыми способами и от содержания вооруженных сил.
Однако дискуссии и публикации, призывы «патриотов» и (самое главное) молчаливое согласие США привели к началу законодательного пересмотра этих положений. Япония начинает следовать принципу: Si vis pacem -- para bellum («Хочешь мира -- готовься к войне»).
Для конкретных нужд (например, для посылки воинского контингента в Ирак) японцы уже принимают отдельные законы. Но Токио идет дальше: правительственная комиссия по пересмотру конституции, возглавляемая бывшим премьером Йосиро Мори, готова внести исправления в основной закон страны. Так, вероятно, уже с сентября Силы самообороны Японии будут называться Армией самообороны, и им вернут функции полноценных вооруженных сил. Это объясняется необходимостью более эффективно действовать, скажем, в составе миротворческих сил ООН.
В свете этого невозможно отделаться от ощущения, что ежегодное отмечание даты атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки превратились в Японии в символическое действо, не вызывающее искреннего отклика у людей младше 60 лет. Конечно, о трагедии не забывают. Задолго до 6 августа государственный и частные телеканалы начали транслировать передачи с участием выживших, были организованы встречи с членами экипажей, сбросивших бомбы, в том числе с командиром бомбардировщика «Энола Гей».
Однако изменились расставляемые акценты. В Японии все встречи, собрания и митинги проходят по-японски организованно и дисциплинированно. Но теперь ударение делается не на идее сохранения Японией статуса демилитаризованной страны: вместо антивоенного духа, выражавшегося ранее лозунгом «Не допустить повторения Хиросимы!», в воздухе витает намерение выявить виновника атомной бомбардировки. Этим «виновником» предстает совсем не Япония.
Нельзя ничем оправдать преднамеренное варварское убийство ни в чем не повинных мирных жителей, однако вина США теперь используется как средство подготовки японского общественного мнения к мысли о необходимости ремилитаризации страны. Такого рода последовательное внедрение в сознание граждан идеи о том, что послевоенное устройство страны под руководством американских оккупационных сил явилось не «восстановлением справедливости», но «актом возмездия», дало плоды. В последних публикациях военные преступники, приговоренные Токийским трибуналом в 1948 году к смертной казни, предстают жертвами обстоятельств. Согласно опросам большинство японцев «преступниками» их не считает.
Символичный инцидент произошел в преддверии 60-й годовщины: некий молодой человек из ультраправой организации с помощью молотка и зубила уничтожил слово «ошибка» на памятном камне в Парке мира, где было выбито: «Спите спокойно, эта ошибка более не повторится». Он сам пришел и сдался полиции, объяснив, что в «ошибке» должны признаться американцы, а не японцы.
Поэтому крайне сомнительными представляются слова современного художника и инсталлятора Такаси Мураками, сказанные им в интервью специально для «Времени новостей», о том, что «атомная бомба кастрировала Японию, породив слабое поколение, предпочитающее сидеть дома и не конфликтовать ни друг с другом, ни с окружающими».
С другой стороны, нынешнее руководство Японии -- это поколение, не знающее войны и не осознающее, к чему могут привести военные приготовления. Аналитик и политолог из японского университета "Сэйгакуин" профессор Хисао Ивасима говорил на днях автору, что Япония должна оставаться демилитаризованной страной, а 9-ю статью ее конституции следует вывести на уровень международной конвенции, закрепленной решением Генеральной Ассамблеи ООН. По его мнению, новые настроения японского правительства очень опасны, поскольку "следование в военном и политическом фарватере США таких премьеров, как Дзюнъитиро Коидзуми, может привести страну к новой трагедии, как это уже один раз случилось в начале 1930-х годов прошлого столетия".
«Парадоксально: мы вспоминаем жертв атомной бомбардировки японских городов и тут же пересматриваем основной закон страны, возрождая армию для военных операций за рубежом", -- говорит профессор Ивасима. При этом, однако, он считает ненужным и наличие в регионе американского ядерного оружия -- как в соседней Южной Корее, так и на Японских островах. "Во времена «холодной войны» наличие "ядерного зонтика" США в Японии объяснялось необходимостью защиты в случае нападения со стороны СССР, но теперь он абсолютно не нужен", -- говорит Ивасима. В реальность угрозы со стороны КНДР он не особо верит.
Через 60 лет после окончания войны Япония, похоже, твердо решила вернуть себе статус полностью независимой державы, что проявляется в движении за передислокацию американских баз, а в будущем -- за их сокращение и полный вывод.
Андрей ФЕСЮН, корреспондент РИА «Новости» в Токио, -- для «Времени новостей»