|
|
N°147, 16 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заветам Живкова не верны
Этническую проблему Болгария решила своими силами
Мирное соглашение, заключенное на этой неделе между славянами и албанцами Македонии, западные посредники называют историческим. Если документ будет выполняться, а в этом пока уверенности нет, он станет первым, пожалуй, примером политического разрешения этнического конфликта на Балканах. Между тем в соседней Болгарии, где отношения между славянами и мусульманами (турками) традиционно были весьма натянутыми, проблему меньшинства решили своими силами, и весьма успешно.
В конце июля болгарский парламент утвердил сформированный бывшим царем, а ныне премьер-министром Симеоном коалиционный кабинет. Пожалуй, впервые со времени османского господства этнические турки (партия «Движение за права и свободы», ДПС) вернулись к власти в Софии, заняв в новом правительстве посты министров сельского хозяйства (весьма важная должность с учетом специфики экономики Болгарии) и по чрезвычайным ситуациям. «Этот день навсегда останется в новой истории нашей страны, -- заявил лидер ДПС Ахмед Доган. -- Диалог, терпимость и новый стиль в политике открывают перед Болгарией огромные возможности».
Этнические турки составляют около 10% населения Болгарии --приблизительно 820 тыс. человек. При этом в 1879 году, ко времени провозглашения независимости страны, в ней проживало приблизительно одинаковое число болгар и турок. При покорении Болгарии в 1396 году османы вырезали не менее 600 тыс. человек, еще полтора миллиона бежали за границу. Все государственные структуры, светская и церковная элита Болгарии были уничтожены. Почти за 500 лет оттоманского ига завоеватели практиковали в отношении славян массовые убийства, насильственное отуречивание, изнасилования, то есть различные виды геноцида. Затем начался обратный процесс. Освободительные восстания болгар и Русско-турецкая война 1877--1878 годов привели к гибели и эмиграции от полутора до двух миллионов турок.
В последующие десятилетия число турок в царской Болгарии продолжало сокращаться (особенно в годы Балканских войн), несмотря на признание за ними прав на культурную самостоятельность, свободу вероисповедания и получение образования на родном языке. София исподволь поддерживала возвращение турок на историческую родину. В результате к началу второй мировой туда переехали свыше 400 тысяч человек.
С 60-х годов коммунистический лидер Тодор Живков начал осуществлять в многонациональной Болгарии доктрину формирования «монолитной нации болгар». Ранее закрывались мечети (их было около двух тысяч), теперь -- турецкие школы, университеты, театры и СМИ. В 1984 году началась массовая кампания смены мусульманских имен под предлогом того, что местные турки -- это «отуреченные болгары». Имена перебивали даже на кладбищах. Тут уже возмутились турки, начались акции протеста, перераставшие в столкновения с силами правопорядка. В ответ Живков менее чем за полгода до отставки в ноябре 1989 года заявил: «Пусть Турция откроет границы, и мы выпустим всех желающих». В июне--августе 1989-го из Болгарии бежали свыше 300 тыс. турок, и еще около 100 тыс. в последующие месяцы. Анкара понесла колоссальные расходы, связанные с размещением огромного числа беженцев. Падение Живкова покончило с политикой насильственной ассимиляции и «выдавливания» турок из Болгарии, а заодно предоставило ДПС шанс появиться на свет.
В сегодняшней Болгарии есть критики нового премьера, которые считают, что местные турки угрожают целостности страны. Действительно, в отличие от большинства болгар турецкая община одобрила военную акцию НАТО против Милошевича (кстати, поддержав таким образом непопулярную среди населения официальную позицию Софии). Однако приглашая турок к партнерству, экс-монарх хорошо знал: ДПС -- партия убежденных прагматиков, никогда не выдвигавшая требований автономии или -- тем более -- присоединения населенных этническими турками регионов к Турции.
ДПС пользуется сильным влиянием на избирателей, компактно проживающих на юго-востоке страны, и проявляет здоровый конформизм при выборе политического партнера. Эти качества турецкой партии практически исключают рост авторитета исламских экстремистов на подконтрольной ей территории. При условии, что премьер выполнит свое обещание справиться с экономическим кризисом, а заодно и главной головной болью болгарских турок, страдающих из-за сокращения сбыта выращиваемого ими табака и сопутствующей ему безработице.
Эту проблему они пытаются решить, отправляясь на заработки в Турцию, которая это не приветствует: в стране избыток собственных рабочих рук. Кроме того, там до сих пор живут более 100 тысяч беженцев времен антитурецких репрессий Живкова, которые предпочли в Болгарию не возвращаться (эта цифра косвенно подтверждается наличием в Турции 50 тысяч избирателей турецкой национальности, имеющих право участвовать в болгарских выборах). София, заинтересованная в скорейшем вступлении в Евросоюз, пошла навстречу ряду его требований. Восстановлено болгарское гражданство всех болгарских турок (где бы они ни проживали), 33 тысячам престарелых и нетрудоспособных выплачиваются пенсии и пособия. Турецкие власти положительно оценивают политику Болгарии. И София, и Анкара (также давно добивающаяся членства в ЕС) едины во мнении, что насущные проблемы турецкого меньшинства можно будет решить с помощью «единой Европы» и тех возможностей, которые откроет для обеих стран европейский рынок рабочей силы.
Алексей СЛОБОДИН