|
|
N°142, 08 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесконечная история
Достроен последний готический собор Англии
22 июля состоялось торжественное богослужение в честь завершения строительства кафедрального собора города Бэри-Сейнт-Эдмундс, расположенного в английском графстве Саффолк. Событие произошло долгожданное, ведь здание собора было заложено аж в 1503 году, а последний этап строительных работ был прерван в 1970-м.
Готика для Британии всегда современный стиль. Подтверждает это не только богатая и прихотливая история строительства собора в Бэри, но и история возведения самого большого в мире англиканского собора в Ливерпуле. Он был завершен 27 лет назад, а строился более 60 лет по проекту «во вкусе умной старины» -- совершенно готическому.
В Средние века город Бэри-Сейнт-Эдмундс славился богатейшим аббатством, являвшимся крупным центром паломничества. Оно возникло на месте захоронения святого Эдмунда, древнего короля Восточной Англии, который умер мученической смертью в 869 году за то, что отказался от требований датских викингов принять язычество вместо христианства, равно как от вступления в вассальную зависимость. Близ стен аббатства до сих пор сохранился город-музей с геометрической средневековой планировкой и застройкой, начало которой восходит к XII веку.
А вот самому аббатству не повезло. В 1539 году, после разрыва с Римом и образования англиканской церкви, оно вместе со всеми прочими английскими монастырями было упразднено королем Генрихом VIII. До нашего времени сохранились лишь красивейшие святые врата первой половины XIV века и романская колокольня XII столетия. О былом величии напоминают печальные руины. В развалины аббатство превратилось благодаря местным жителям, целенаправленно разбиравшим стены на стройматериалы. От громадного романско-готического монастырского соборного храма до наших дней дошел только самый нижний ярус западного фасада.
Нынешний кафедральный собор никакого отношения к знаменитому аббатству не имеет. С XVI века в городе существовала построенная на деньги жителей церковь святого Джеймса, превращенная в кафедральный собор лишь в 1914 году, при основании новой епархии. Главный неф, построенный в 1503--1551 годах и приписываемый мастеру поздней английской готики Джону Вастеллу, действительно достоин кафедрального чина. Благодаря удивительно стройным и элегантным колоннам, большим ажурным окнам интерьер восхищает простором и обилием света. Но другие части храма, например перестроенный в XIX веке алтарь, новому статусу церкви не соответствовали.
Решено было преобразить собор так, чтобы его великолепие не уступало большим готическим храмам. Пригласили известного знатока готического стиля, архитектора Стивена Дайкс-Боуйера. Он был соборным архитектором с 1943 по 1988 год.
Дайкс-Боуйер спроектировал для собора паперть, выходящую на улицу, внутренний дворик с галереей, трансепты (поперечные залы) со средокрестием, башню и хоры. Стиль Дайкс-Боуйера -- это характерная для восточных графств Англии свободная интерпретация поздней готики XV--XVI веков.
Строительство продолжалось с 1963 года по 1970-й, а потом прекратилось за неимением средств. В течение тридцати лет собор одновременно радовал и удручал недостроенным видом.
Основные работы закончились в 2002 году и обошлись в 12,8 млн фунтов стерлингов. Оставалась изюминка проекта -- башня над средокрестием. Она освободилась от строительных лесов только что. Подобно куполу православного храма, башня -- главный источник света в интерьере. Выполненная из сверкающего белого камня, она парит над древним городом, прекрасно завершая его панораму.
Благодаря все еще актуальным для Англии готическим проектам не вымирают древние строительные техники и ремесла. Британская готика имеет сиятельных покровителей: с 1998 года строительство собора опекал присутствовавший на праздничной службе принц Чарльз.
Эдмунд ХАРРИС, Бэри-Сейнт-Эдмундс -- Москва