Время новостей
     N°141, 05 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2005
Ограбление по-ословски
Грабители не сообразили, что украли поддельного Мунка
Похитители произведений искусства в очередной раз продемонстрировали свое неравнодушие к полотнам норвежского художника Эдварда Мунка. Но, как ни странно, вчерашнее похищение трех его работ из отеля «Континенталь» в Осло никого не расстроило. Картины оказались лишь фотокопиями «Вампира», «Автопортрета» и «Меланхолии». «Грабители потерпели фиаско», -- констатировала менеджер отеля Сив Лунд-Корлуд. По ее словам, настоящие работы, а также девять других полотен Мунка, находящихся в коллекции гостиницы, были сняты со стен и помещены под охрану после того, как год назад из музея художника в норвежской столице были похищены знаменитые «Крик» и «Мадонна».

После того как в 2004 году эти картины, стоимость которых суммарно оценивается в 60 млн долл., на глазах у изумленных посетителей были сорваны грабителями со стен Музея Мунка в Осло, началась пора «охоты» за Мунком. Теперь его работы воруют регулярно. Следующая кража произошла весной 2005 года. Акварель «Голубое платье» и две литографии -- «Автопортрет» и «Портрет шведского писателя Августа Стриндберга» были вынесены из ресторана гостиницы «Рефнес», расположенной в городе Мосса на юге Норвегии. Стоимость этих работ оценивается в 320 тыс. долл. Правда, в отличие от остальных случаев тут грабителей нашли. Однако, по мнению экспертов, удалось это лишь потому, что такие произведения очень тяжело сбыть на черном рынке. «Голубое платье» -- очень хорошая акварель, но ее нельзя сравнить с «Мадонной» и «Криком» в смысле коммерческой ценности», -- уверены они. Общее наследие Мунка насчитывает 1700 картин и 30 тыс. графических работ.

Полиция уверена, что все эти ограбления никак не связаны друг с другом. «Похищение августа прошлого года и преступление в «Континентале» совершены разными людьми, в музее работали профессионалы, а здесь явно побывали дилетанты», -- заявил представитель полиции Норвегии Видар Юлстад.

Следует отметить и относительную беспечность владельцев гостиниц, которым принадлежат большие коллекции живописи. Например, в том же «Рефенсе», чей запасник насчитывает порядка 400 оригиналов картин, написанных живописцами с мировым именем, вывешенные полона не защищены сигнализацией. «Нам казалось, что это не нужно, ведь у картин всегда есть люди, сотрудники отеля, и незаметно снять их довольно проблематично», -- заявляло руководство гостиницы. Кстати, на беспечность норвежской охраны обратили внимание и другие грабители, которые десять лет назад вынесли из музея в Лиллехаммере другую версию «Крика», кисти все того же Эдварда Мунка. Увлеченные просмотром зимних Олимпийских игр, которые тогда проходили в городе, охранники не обратили внимания на сработавшую сигнализацию. Воры же, оставив записку «Спасибо за плохую охрану», скрылись. Через некоторое время они потребовали у правительства страны 1 млн. долл. в качестве выкупа, но после длительных переговоров полотно было оставлено на автобусной остановке. Грабители задержаны не были.

Как ни странно, но пропавших без вести картин в мировой художественной истории довольно много. Например, до сих пор среди канувших в Лету полотен числится «Мадонна с прялкой» кисти Леонардо да Винчи, хранившаяся до 2003 года в частной коллекции в Шотландии. Эта реликвия оценивается в 50 млн долл. В США, в Бостоне, в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер были украдены картины Рембрандта, Моне и Вермеера на общую сумму 300 млн долл. Американская полиция готова заплатить 5 млн долл. любому, кто приведет ее к похищенным ценностям.

Между тем спецслужбы и музейные работники полагают, что отыскать такие пропажи практически невозможно. Как правило, идеальные похищения совершаются для частных коллекций, владельцы которых не стремятся к легкой наживе, а воруют или покупают краденое исключительно из любви к искусству.

Анна ШПАК