|
|
N°141, 05 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Те же грабли. Вид сбоку
В России уже создавались государственные инвестиционные фонды
Вчера правительство в целом одобрило концепцию создания инвестиционного фонда для государственных вложений в конкретные проекты. В России попытки создать эффективные схемы поддержки государственными инвестициями крупных проектов в приоритетных сферах на условиях софинансирования с частным бизнесом (сейчас это модно называть частно-государственным партнерством) предпринимались и раньше. Однако были признаны неудачными.
Главная причина неудач -- никому так и не удалось создать действенного контроля за бюджетными деньгами, что приводило к их неэффективному использованию, а в ряде случаев к прямому разворовыванию.
Еще в 1993 году в России была создана Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор) во главе с Юрием Петровым -- бывшим руководителем администрации президента Бориса Ельцина. Спустя три года вместе с Гута-банком Госинкор создает финансово-инвестиционную ассоциацию Госинкор-холдинг. В конце 90-х годов у нее возникают проблемы с проверяющими органами. В 2001 году г-на Петрова отправляют в отставку, а в начале 2003 года президент Владимир Путин своим указом расформировывает корпорацию. Весной того же года Генпрокуратура возбуждает уголовное дело по факту незаконной продажи корпорацией принадлежащих государству 300 тонн серебра. По указу президента имущество корпорации должно было отойти государству (при создании Госинкора в его уставный капитал правительство внесло имущества на сотни миллионов долларов), однако оказалось, что Госинкор и Госинкор-холдинг -- разные юрлица. Более того, после подписания указа руководство Госинкор-холдинга переименовывает ассоциацию в группу "Гута". Летом прошлого года из ведущих активов группы -- Гута-банк, попавший в сложное положение после банковского кризиса, был куплен государственным Внешторгбанком.
Также в 1993 году по указу Бориса Ельцина была образована Российская финансовая корпорация во главе с экс-министром экономики Андреем Нечаевым, целью которой, согласно последовавшему за указом распоряжению правительства, стали разработка и финансирование на возвратной и платной основе инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Однако сведений о масштабных инвестиционных проектах, осуществленных этой структурой, нет. Правда, и финансовые возможности РФК при постоянно дефицитном бюджете в 90-е годы вряд ли позволяли реализовывать масштабные задумки. Однако ей удалось создать ряд специализированных компаний с участием государственного и частного капитала по обслуживанию различных сторон инвестиционного процесса, а также реализовать проекты в банковской сфере, пищевой отрасли и т.д.
Кстати, средства, которыми предстояло распоряжаться РФК, в правительственном постановлении за подписью тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина названы как раз "инвестиционным фондом", обеспечить формирование которого поручалось Минфину и Минэкономики. Как и сейчас. За тем лишь исключением, что управляться нынешний фонд, положение о котором вчера одобрило правительство, будет по-другому, да и денег ныне достаточно: были бы достойные проекты.
Еще одной попыткой создать механизм государственных инвестиций стал так называемый бюджет развития. Началось все с того, что КПРФ и левые фракции, имевшие большинство в Думе, наотрез отказывалась принимать бюджет 1997 года. Тогда правительство Виктора Черномырдина решило выделить из расходной части бюджет развития -- 50 триллионов неденоминированных рублей, которые должны были пойти на конкретные инвестиции в промышленность. Коммунистам обещали участие в распределении этих денег. Тогдашний главный экономический идеолог КПРФ, бывший глава Госплана СССР Юрий Маслюков придумал механизм распоряжения этими деньгами. Он предложил создать отдельное Агентство по экономическому развитию, сочетающее функции государственной структуры и финансового института с правом ведения кредитных операций. Эта идея была оформлена отдельным законом, подготовленным КПРФ. Дума приняла его в первом чтении, однако затем его заблокировал ельцинский Совет Федерации, в котором тогда заседали губернаторы и главы законодательных собраний регионов. Войдя в правительство Сергея Кириенко, а затем и Евгения Примакова, Юрий Маслюков продолжал отстаивать идею отдельного бюджета развития, но довести ее до ума не успел -- последовала отставка Евгения Примакова, а в новом российском правительстве Юрия Маслюкова уже не оказалось.
Главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что новый инвестфонд «вполне может повторить опыт предыдущих». «Если бы Россия по качеству государства, в том числе по уровню коррупции, была такой же страной, как Финляндия или Швеция, тогда ответы были бы другие», -- сказал он «Времени новостей». Г-н Гавриленков, впрочем, говорит, что нынешняя инвестиционная структура имеет шансы стать «чуть более эффективной». «Надеюсь, что этому будут способствовать установленные критерии отбора, а также то, что уже отобранные, в том числе с участием международных экспертов, проекты станут подконтрольными, подотчетными. Кроме того, это ведь будут только крупные, значимые проекты, находящиеся под пристальным вниманием, а не более мелкие, средства на которые куда-то распылялись», -- отметил экономист.
Россия не пионер в деле создания систем государственного инвестирования в приоритетные с точки зрения государства проекты в партнерстве с частным бизнесом. Фонды государственных инвестиций существовали и существуют во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, ныне странах СНГ.
Например, в Казахстане инвестиционный фонд действует с лета 2003 года. В отличие от того, что задумало создать российское правительство, инвестиционный фонд Казахстана является коммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является правительство республики. Цель этого фонда -- оказывать финансовую поддержку инициативам частного сектора в несырьевом секторе (российский инвестфонд ориентирован на крупные инфраструктурные проекты). Причем эта поддержка может оказываться только долевым и неконтрольным участием в уставном капитале предприятий. Как только проект проходит стадию реализации и достигает стабильного уровня продаж и производства, фонд выходит из него, продав свою долю стратегическим партнерам, другим акционерам или портфельным инвесторам. Пока фондом профинансировано 14 проектов на общую сумму 70 млн долл. До конца этого года он планирует приступить к софинансированию еще 16 проектов общей стоимостью свыше 800 млн долл., в 2006 году -- еще 22 на сумму 1,1 млрд долларов.
Михаил ВОРОБЬЕВ