|
|
N°140, 04 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аэрофлот» следит за арестом партнера
Лизинг лайнеров вынесен на рассмотрение акционеров
«Аэрофлот» опубликовал вчера условия лизинговой сделки по приобретению шести лайнеров Ил-96-300 у компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК). Сделка была одобрена в конце июля советом директоров компании, однако из-за своего масштаба она нуждается в утверждении собранием акционеров компании. Внеочередное собрание акционеров с этой целью намечено провести в заочной форме 19 сентября.
В течение 15 лет, на которые рассчитано соглашение, менеджмент «Аэрофлота» предполагает перечислить ИФК 344,5 млн долл. лизинговых платежей, или по 57,42 млн долл. за каждый самолет. Предусмотрен и вариант немедленного выкупа. «Аэрофлот» имеет право прибегнуть к нему в течение месяца после передачи ему самолета. В этом случае каждая машина обойдется компании дешевле -- по 39 млн долл. за один самолет.
Если же «Аэрофлот» решит продолжить эксплуатацию лайнеров на условиях лизинга, то ежемесячная «базовая» лизинговая ставка составит 319 тыс. долл. Как говорится в сообщении компании, ставка «может быть увеличена на полученные субсидии федерального бюджета». Как пояснил «Времени новостей» начальник аналитического отдела ИФК Константин Дождиков, речь идет о субсидиях, которые правительство РФ выделяет в соответствии с постановлением №466 от 22 июня 2002 года о возмещении российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за новые самолеты отечественного производства. По словам г-на Дождикова, по уже реализуемым ИФК лизинговым сделкам эта компенсация составляет в среднем за все время действия лизингового договора примерно 20% базовой ставки. В данном случае, если сделка сначала получит одобрение акционеров «Аэрофлота» (самый крупный из которых, с 51% акций, -- это государство), а затем будет признана соответствующей критериям отбора на получение госсубсидий, то эти субсидии будут «приплюсованы» к базовой ставке, выплачиваемой «Аэрофлотом» из собственных средств. Во всяком случае так ожидает г-н Дождиков. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, сославшись на экономистов компании, сказала «Времени новостей», что никаких субсидий «Аэрофлот» не ожидает и рассчитывает в сделке с ИФК исключительно на свой кошелек.
Формула лизинговой ставки по Ил-96-300 дополнительно осложняется еще как минимум двумя переменными. «Аэрофлот» предварительно согласился выдать ИФК заем на строительство авиалайнеров в размере 16,5 млн долл. (по 2,75 млн долл. на каждый самолет). Погашаться этот заем будет постепенно, путем вычетов из ежемесячных лизинговых платежей.
С другой стороны, эти платежи будут увеличиваться специальными отчислениями, зависящими от налета воздушных судов: по 220 долл. за летный час -- на ремонт компонентов, по 93 долл. за час на каждый из четырех двигателей самолета -- на их ремонт, и еще по 106 долл. за час -- на капремонт планера.
Переговоры о приобретении «Аэрофлотом» шести Ил-96-300 в той или иной форме велись с конца 90-х годов. В декабре 2003 года «Аэрофлот» и ИФК даже подписали коммерческий контракт, но немедленно вступили в новые переговоры о технических и финансовых деталях сделки, оставшихся за рамками контракта.
Вчера г-н Дождиков выразил надежду, что на этот раз сделка будет доведена до практической реализации. На ее пути в самые последние недели возникли новые неожиданные препятствия. 26 июля Басманный районный суд Москвы по инициативе Генпрокуратуры в рамках уголовного дела о предполагаемом злоупотреблении гендиректора ИФК Александра Рубцова своими полномочиями арестовал около 60% акций лизинговой компании (пакеты всех ее акционеров, кроме государства). Депутат Госдумы Александр Лебедев, которому принадлежит Национальная резервная корпорация, контролирующая один из самый крупных пакетов акций ИФК, публично заявлял, что арест ценных бумаг инспирирован конкурентами. Вчера, объявляя о начале компании по продвижению в Мосгордуму группы кандидатов, оппозиционных мэру Юрию Лужкову, г-н Лебедев высказал другую версию происхождения дела. «Одной из причин» ареста депутат-банкир считает свою антилужковскую активность.
На вопрос, не могут ли эти события отменить сделку по Ил-96-300, Ирина Данненберг вчера ответила «Времени новостей»: «Мы внимательно следим за ситуацией. Но в то же время «Аэрофлот» выполняет свои обязательства и решения, ранее принятые советом директоров».
Относительно выгодности этого контракта для обеих сторон существуют разные мнения. «Аэрофлот» в последние годы взял курс на эксплуатацию иностранных самолетов и не очень стремится «разбавить» свой парк отечественными машинами, указывая на более низкую топливную эффективность «Илов». По неофициальным данным, авиакомпании в результате переговоров удалось сбить величину базовой лизинговой ставки с 350 тыс. долл., которые просила ИФК, до зафиксированных в соглашении 319 тыс. Г-жа Данненберг отказалась комментировать эти цифры.
Г-н Дождиков сказал, что для ИФК этот контракт -- «политический», но указал, что он «наверняка будет выгоден отечественному авиастроению».
Михаил КУКУШКИН