Время новостей
     N°146, 15 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2001
Подоходный метр
Коммунальную реформу проведут с помощью налоговиков
Москва торопится закрепить за собой право называться полигоном жилищно-коммунальной реформы. Вчера на заседании столичного правительства принимались решения, которых пока избегает правительство федеральное, -- в частности, об увеличении в 2002 году до 100% доли населения в оплате коммунальных услуг. Поспешность, с которой московский градоначальник взялся выполнять поручение Белого дома, доверившего месяц назад мэрии вместе с Минэкономразвития подготовку нового плана реформы ЖКХ, понятна: Юрий Лужков хочет, чтобы был принят именно его вариант перевода коммунальной сферы на самофинансирование. Г-н Лужков даже предложил столичному министру по вопросам информации Александру Музыкантскому преобразовать свой официальный мэрский сайт в Интернете в сайт, популяризирующий коммунальную реформу.

Вариант столичного градоначальника по сути предполагает, что за одну и ту же услугу граждане России должны платить различную цену -- в зависимости от собственных доходов. Именно это, по мнению столичных руководителей и их единомышленников, сделает непопулярную реформу менее болезненной для населения. «На каждый квадратный метр город дотирует 55--56% расходов, -- заявил Юрий Лужков. -- Когда этими дотациями пользуются высокодоходные слои населения, мы имеем право предложить им отказаться от подарков, которые они фактически получают за счет малообеспеченных».

В самой Москве опытным полигоном был избран Зеленоград. Согласно вчерашнему решению столичного правительства жителям этого района уже с 1 октября в порядке эксперимента в течение трех месяцев придется оплачивать жилищно-коммунальные услуги полностью. Достаточно состоятельными, чтобы безболезненно выдержать переход к 100-процентной оплате, после долгих дискуссий были признаны семьи, имеющие душевой доход 6000 рублей в месяц. Полная оплата за стандартную двухкомнатную квартиру составит для них около 1200 рублей. Менее же состоятельным, а также тем, кто сумеет укрыть свои доходы от налоговой инспекции, будут положены субсидии. Кстати, Зеленоград и выбран местом проведения пилотного проекта именно потому, что там работают целых три центра жилищных субсидий. На время пилотного проекта их количество планируется увеличить до семи.

Для эксперимента в Зеленограде рассчитана сложная градация оплаты услуг малообеспеченными гражданами, однако верхняя планка расходов на квартплату ограничена 10% семейного дохода. Ожидается, что за субсидиями обратится 40--45% населения Зеленограда (сейчас их получает 16%). Префект Зеленограда Анатолий Смирнов пообещал, что для обращения за субсидиями будет достаточно всего одного документа -- справки о доходах.

Несмотря на то что мэр упорно разъясняет, что реформа -- это не просто автоматическое повышение квартплаты, именно увеличение платежей населения является одной из основных задач первого из трех этапов реформы ЖКХ по-московски. Кроме того, по словам начальника управления городского заказа Владимира Стрельбицкого, на этом этапе власти откажутся от дотирования ДЕЗов, будет совершенствоваться система выплаты субсидий для малообеспеченных и создаваться нормативная база. На втором этапе, в 2003--2005 гг., должен оформиться переход к профессиональному управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Власти намерены добиться конкуренции на рынке ЖКХ и надеются на частные инвестиции. Третий этап, 2006--2007 гг., г-н Стрельбицкий назвал стратегическим и ничего конкретного за дальностью лет про него рассказывать не стал.

Впрочем, не больше ясности и в зеленоградском проекте. Точнее, в той его части, где речь идет об улучшении качества жилищно-коммунальных услуг. Что получат за свои деньги жители «подопытного» округа, пока неизвестно. Власти Москвы пообещали лишь до конца года дополнительно выделить из бюджета 30--35 млн рублей. Не слишком понятно и то, каким образом в Зеленограде будут создавать конкуренцию ДЕЗам, поскольку городские власти решили не форсировать создание жилтовариществ и других заказчиков услуг. «Сейчас переходный период, -- заявил на заседании столичного правительства вице-мэр Валерий Шанцев. -- Если сейчас мы передадим управление коммунальным хозяйством этим товариществам, мы поставим их в дурацкое положение, потому что тут же все организации, поставляющие тепло, свет, воду, потребуют 100-процентного возмещения затрат. Поэтому сначала надо сделать коммунальное хозяйство безубыточным».

Тем не менее префект Зеленограда Анатолий Смирнов уверен в успехе эксперимента и считает, что опыт его округа, как и планируется, в 2002 году будет внедрен уже и по всей Москве. А прокурор города Михаил Авдюков мыслит более скептично. Он считает, что населению Зеленограда должны быть как-то возмещены «пилотные» неудобства, а также представлены гарантии компенсаций в том случае, если переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг все-таки провалится.

«Москвичи не готовы объединяться»

Население по замыслу мэра Москвы Юрия Лужкова будет само контролировать расходование средств на предоставление услуг. Для этого жильцов административными методами заставят объединяться в товарищества собственников жилья.

В ГУП «Мосжилкомплекс» признали, что ТСЖ в Москве насаждают административными методами. На 1 июня текущего года в столице их было зарегистрировано 556. В основном они образованы в районах массового строительства -- в активно застраиваемом Марьинском парке половина домов управляется посредством ТСЖ.

«Одно дело, когда речь идет о малоквартирных домах клубного типа -- это, как правило, элитное жилье, где селятся небедные сограждане с примерно равным уровнем доходов, -- отметил источник, -- этих заставлять объединяться не надо. Другое дело -- типовые дома, где живут люди с разным уровнем доходов, что почти исключает всякие шансы договориться о наборе коммунальных услуг и их цене». «Условно говоря, относительно богатые граждане не хотят (да они и не обязаны) платить за несостоятельных соседей», -- сказал источник в «Мосжилкомплексе».

Эксперт консалтинговой группы «БриТ» Сергей Куклик считает, что реформа должна проводиться комплексно. Главное -- разрушить в московском хозяйстве монополию ДЕЗов, создав равные условия для деятельности альтернативных частных управляющих компаний. А за время проведения реформы ЖКХ в Москве «очевидный конфликт ДЕЗов и независимых компаний стал одним из тормозов преобразований в жилищной сфере». «Частные компании заключают договора на обслуживание жилья только по выгодным видам услуг (например, телефонное обслуживание), оставляя дешевую работу (вывоз мусора, уборка придомовой территории) тем же ДЕЗам», -- добавил эксперт.

По плану реформы, предстоит оборудовать, по решению товариществ, все дома и квартиры счетчиками для контроля и учета расхода воды и тепла. «При существующем положении дел в городской коммуналке за дырявые трубы, которые лежат на совести городских служб, будут платить граждане», -- сказал нашей газете организатор одного из объединений жильцов (в доме клубного типа).

«Москвичи не готовы объединяться в товарищества собственников жилья -- менталитет жильцов не отвечает задачам администрации», -- признались в «Мосжилкомплексе».
(Владислав ДОЛГОВ)

Ирина БЕЛАШЕВА