Время новостей
     N°139, 03 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2005
Скважины без нефти
ЛУКОЙЛ не обнаружил «промышленный интерес» на "Тюб-Карагане"
ЛУКОЙЛ, пробурив скважину, не нашел нефть на каспийском месторождении "Тюб-Караган". Вчера компания «ЛУКОЙЛ-Оверсиз», занимающаяся зарубежными проектами холдинга, официально призналась, что не выявила на этом участке «объектов, представляющих промышленный интерес». ЛУКОЙЛ уже сталкивался в каспийском регионе с такими неудачами. Эксперты не исключают, что теперь нефтяники попытаются покинуть проект, однако в самой компании заявляют, что пока не приняли окончательного решения.

Проект "Тюб-Караган" разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), заключенного на 40 лет. Договор был подписан в январе 2004 года между ЛУКОЙЛом и «Казмунайгазом», поделившими участие в проекте пополам. "Тюб-Караган" занимает площадь 1,3 тыс. кв. км. Прогнозные геологические ресурсы оцениваются в 324 млн тонн нефти, максимальная годовая добыча возможна на уровне 7 млн тонн. Все затраты разведочного периода до коммерческого открытия запасов углеводородов несет российская сторона.

Однако ЛУКОЙЛ потерпел неудачу. В пресс-релизе компании сообщается, что первая скважина была ликвидирована. Как заявил пресс-секретарь «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» Григорий Волчек, полученная по итогам бурения первой скважины информация будет сопоставлена с данными ранее проведенных сейсмических работ. И только после этого компания примет решение о дальнейшем поведении.

По данным аналитика агентства Argus Рауфа Гусейнова, ЛУКОЙЛ по соглашению с казахской стороной должен пробурить на "Тюб-Карагане" две разведочные скважины. Однако он не исключает, что компания попытается отказаться от дальнейшей работы. «Это достаточно распространенная практика на Каспии -- если результаты бурения первой скважины оказываются неудачными, нефтяники часто пытаются договориться с правительствами стран, где работают и, заплатив неустойку, уйти из проекта», -- говорит эксперт. Он также отмечает, что требуемый властями размер неустойки, как правило, эквивалентен бюджету скважины -- несколько десятков миллионов долларов. Однако холдинги все равно предпочитают заплатить сумму, в среднем равную стоимости бурения одной скважины и не рисковать дальше, поскольку в конечном счете могут потерять еще больше.

ЛУКОЙЛ уже пытается договориться о выходе из другого каспийского проекта. На азербайджанском шельфе он ведет разведку месторождения блок D-222 (Ялама). В прошлом году ЛУКОЙЛ начал бурить первую скважину, но в ноябре ее пришлось законсервировать, поскольку возникли технические сложности: произошел выброс воды и песка. Весной этого года компания закончила бурение новой скважины, взамен законсервированной, однако запасов нефти на месторождении выявлено не было. Партнер ЛУКОЙЛа по проекту -- Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) -- требует продолжить работы. «Хотя ЛУКОЙЛ не проявляет особого желания бурить вторую скважину, мы будем на этом настаивать», -- заявил недавно глава ГНКАР Натик Аиев.

На прошлой неделе ЛУКОЙЛ сообщил, что завершил ликвидацию первой скважины на азербайджанском шельфе и теперь одновременно с обработкой полученной информации ведет «переинтерпретацию» данных сейсмики, полученных в 2004 году. До конца года холдинг обещает подготовить план дальнейших работ на блоке.

Денис РЕБРОВ