|
|
N°140, 04 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лицедей Лицедеич
Из последних выставок «Арт-Стрелки» наиболее интересным оказался проект «Новое пиратское телевидение», представленный галереей XL и художником Владиславом Мамышевым-Монро. Видео представляет собой почти часовой фильм, смонтированный в том числе и из фрагментов программы REN TV «Признаки жизни», где художник вел светскую хронику. Мастер перевоплощений Мамышев-Монро представал перед зрителем «пиратского видео» в различных амплуа -- от Штирлица до Жанны Агузаровой. Любимыми образами Владислава являются Мэрилин Монро, Любовь Орлова и Алла Пугачева. В своих пародиях художник обычно остроумен, обаятелен, точен. О том, какое отношение к современному искусству имеет лицедейство, Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО рассказал Сергею ХАЧАТУРОВУ.
-- Почему фильм называется «Новое пиратское телевидение»?
-- В конце 80-х годов в Петербурге было создано движение неоакадемизм, лидером которого был покойный Тимур Петрович Новиков. В старом сквоте мы снимали фильмы-перформансы. На разные темы. Мой фильм о любимой актрисе Мэрилин Монро назывался «Отравилась? -- Нет! Затравили!!» Можно сказать, что петербургские неоакадемисты стояли у истоков всего российского видеоарта. А по эстетике -- дрожащая камера, реальное кино -- это можно сопоставить с традицией «Догмы». Фильм «Экзотика классического», в котором я бегаю в образе ангела Дворцового моста, до сих пор остается единственным воплощением идеи неоакадемизма. Работа в кино мне понравилась. Ради нее я и пошел на REN TV и участвовал там в программах о светской жизни, примеряя на себя образы эстрадных звезд и беседуя с представителями российского бомонда. Помимо роликов REN TV в показанный на «Арт-Стрелке» проект включен фильм «Прогулка по «Арт-Москве», сделанный с режиссером Викой Маркиной. Многие сделанные для телевидения сюжеты, увы, в программу не вошли. Считаю, что лучшая новелла видеопрограммы, за которую мне не стыдно, -- «Встреча Штирлица с женой» (в обеих ролях -- Мамышев-Монро. -- Ред.).
-- Ваш жанр уникален для российской традиции. В одном лице вы и живописец, и перформансист, и режиссер видеоарта, и актер. Зачем вам это надо?
-- Затем, что я чувствую себя медиумом и считаю перформанс с перевоплощением отличным средством против скуки так называемого актуального искусства. К тому же травестийность, qui pro quo, пародия -- архетипы творчества как такового. Вот сейчас на выставке «Россия!» в нью-йоркском Гуггенхайме будет показана история русского искусства. Я сделал для этой выставки скульптуру «Мэрилин, пожирающая Монро». Это чудовищное по пошлости произведение превосходно смотрится напротив «Девятого вала» Айвазовского и подыгрывает ему.
-- Как звезды относятся к тому, что вы перевоплощаетесь в них?
-- Российские -- с боязнью и предубеждением. На западе же -- по-другому. Приехав в Америку в образе Мэрилин Монро, я получил сотню писем с благодарностью от ее фанов. Подруга Монро, знаменитый мастер фотографии Ив Арнольд, подарила мне свою книгу с надписью: «Только вам удалось воскресить образ любимой Мэрилин».
-- Эксперименты с кино продолжатся?
-- В планах -- сделать полноценный игровой фильм, с режиссером, которым я буду руководить так, как Любовь Орлова Александровым.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ