Время новостей
     N°139, 03 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2005
Секреты розницы
Андрей Костин и Михаил Задорнов представили розничный проект ВТБ
Для достижения успеха на рынке розничная «дочка» Внешторгбанка планирует использовать дешевые деньги и филиальную сеть госбанка, кадры частных банков и высокотехнологичные продукты. Вчера президент «Внешторгбанка розничные услуги» Михаил Задорнов рассказал о планах экспансии в рознице, официально запустив новый бренд группы «Внешторгбанк-24». По его словам, проект должен выйти на прибыль в 2007 году, при этом ВТБ нацелен не менее чем на 10% рынка.

«Внешторгбанк розничные услуги» создан на основе Гута-банка, который ВТБ приобрел прошлым летом, во время «кризиса доверия». Весной госбанк объявил, что общие инвестиции в его розничный проект составят до 750 млн долл., при этом предполагается, что в «ВТБ розничные услуги» будет переведен весь розничный блок головного банка, а ВТБ получит крупных клиентов «дочки». Президент Внешторгбанка Андрей Костин вчера сообщил, что этот процесс займет один--полтора года, и в целом «две кредитные организации будут работать в тесном взаимодействии».

Кадры "ВТБ-24" взял в Гута-банке, в ВТБ и на рынке. Недавно наблюдательный совет «ВТБ розничные услуги» одобрил кандидатуры трех новых членов правления -- старших вице-президентов банка Ольги Штейнберг и Александра Ястриба, которые ранее занимали аналогичные должности в Гута-банке, а также старшего вице-президента ВТБ Сергея Сучкова, возглавлявшего департамент кредитования малого бизнеса. До этого одним из ведущих менеджеров банка стала бывший зампред правления МДМ-банка Ирина Бушева. Г-н Костин вчера сообщил, что г-н Задорнов в целом сформировал свою команду.

«Мы (проект Внешторгбанк-24. -- Ред.) движемся по трем направлениям: создание новых продуктов, развитие сети продаж и рост капитализации», --сказал Михаил Задорнов. С капиталом проблем у розничного банка не будет -- до конца года ВТБ выкупит допэмиссию его акций на 9 млрд руб. С филиальной сетью тоже -- она частично будет унаследована от ВТБ, частично создана за счет капиталовложений госбанка.

По словам г-на Костина, в России уже работает 96 офисов Внешторгбанка-24, г-н Задорнов говорит, что в этом году сеть пополнится 20 московскими офисами, которые «будут заточены под розничные услуги». Кроме того, банк планирует открыть пять--семь допофисов в новом формате.

Новые продукты, как отмечает г-н Задорнов, уже разработаны и будут запущены в Москве с сентября. "ВТБ-24" планирует заниматься различными видами потребительского экспресс-кредитования, выпускать кредитные карты с овердрафтом и льготным периодом (grace period), а также активизировать автокредитование. «Все будет направлено на сокращение сроков получения кредитов, -- обещает г-н Задорнов. -- Тарифы будут ближе к нижней границы существующего ценового диапазона».

Интересно, что новацией "ВТБ-24" может стать нетрадиционный способ продвижения продуктов -- в частности, потребительские кредиты и карты банка потенциальным клиентам будут предлагать розничные агенты. Г-н Задорнов отмечает, что это пилотный проект, и он еще будет проходить обкатку.

Заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов отмечает, что некоторые участники рынка используют похожий способ продаж, предлагая оформить кредитную карту в супермаркете или на заправке. «Не исключено, что это может распространяться и на предложения карт в квартирах, -- говорит он, -- но, к сожалению, такой способ существенной выгоды не приносит, а иногда даже вызывает раздражение у потенциальных клиентов».

В целом на рынке считают, что проект обречен на продвижение. «Того, что есть у них, нет практически ни у одного банка», -- сетует менеджер частной кредитной организации. Однако основными конкурентами для ВТБ, видимо, будет государственный Сбербанк и иностранные банки, которые обладают схожими конкурентными преимуществами в виде «надежного» бренда и дешевого финансирования. "ВТБ-24", несмотря на то, что г-н Костин публично выступил за развитие конкуренции, намерен по максимуму использовать свое положение «внучки» государства.

«Мы с Внешторгбанком будем отрабатывать зарплатные проекты», -- отмечает г-н Задорнов. Кроме того, "ВТБ-24" не придется «дублировать ряд функций» ВТБ. В частности, розничный банк не планирует выступать самостоятельным заемщиком на рынках капитала, пользуясь финансированием материнской структуры. «Значительная часть работы казначейства будет идти совместно, ключевая роль будет принадлежать казначейству ВТБ», -- говорит глава розничного ВТБ. И Костин, и Задорнов в успехе не сомневаются: согласно стратегии "ВТБ-24", банк должен выйти на прибыль в 2007 году, но менеджмент не исключает, что это произойдет раньше.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ