|
|
N°139, 03 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проверка на рабочем месте
Участников программы занятости населения отправили в суд
В Мещанском суде Москвы готовится к рассмотрению уголовное дело в отношении бывшего коммерческого директора московского ООО «Торговая фирма «ТВ Спектр» Александра Ладыгина и гендиректора Андрея Тимакина. Они обвиняются в мошенничестве с бюджетными средствами, выделенными в свое время их фирме в рамках программы правительства Москвы по обеспечению занятости населения.
Эта программа реализовывалась в 1994--2001 годах через Комитет труда и занятости (КТЗ) правительства Москвы и была задумана как одно из решений проблемы безработицы. Смысл ее заключался в финансовой поддержке компаний, готовых создавать новые рабочие места. КТЗ заключал с ними договоры на предоставление крупных субвенций на частично возвратной основе. Возвратная сумма составляла 30--50% -- ее бизнесмены должны были вернуть через 1,5 года. Решения о выделении денег по этой программе принимались по результатам конкурсных торгов -- тем фирмам, которые предлагали создать наибольшее количество новых рабочих мест при сохранении всех старых. Однако ожидаемого эффекта эта программа так и не принесла и в конце концов была свернута. В МВД со своей стороны отмечают, что одной из причин ее провала стало массовое хищение бюджетных денег. По словам оперативников, зачастую конкурсные торги по таким субвенциям были откровенной профанацией, а чиновники просто получали с фирм-победителей «откат» в размере 15% от суммы ссуды. Соответственно, все проверки по соблюдению бизнесменами взятых на себя обязательств были также профанацией. По итогам программы занятости населения в свое время было возбуждено несколько уголовных дел, и расследование по «ТВ Спектру» стало первым из этой серии, «дожившим» и «добравшимся» до суда.
ООО «Торговая фирма «ТВ Спектр», специализировавшееся на продаже и ремонте телевизоров российского производства, подало заявку на участие в программе в конце 2000 года. Штат фирмы на тот момент состоял из 30 сотрудников. Но руководство ООО планировало расшириться, и потому обратилось в КТЗ. На очередном конкурсе по распределению «рабочих» субвенций представители «ТВ Спектра» пообещали создать сразу 242 новых рабочих места, и 18 декабря 2000 года между фирмой в лице гендиректора Андрея Тимакина и Комитетом труда и занятости был заключен договор. Согласно его условиям, комитет выделял бизнесменам 13,2 млн руб., а «ТВ Спектр», в свою очередь, должен был вернуть через 1,5 года 30% от этой суммы, создать 242 рабочих места и ежемесячно предоставлять комитету отчет о проделанной работе -- закупленном товаре, оборудовании, о принятых на работу сотрудниках и потраченных дотациях. 25 и 29 декабря деньги двумя траншами были перечислены на счет «ТВ Спектра» в Мещанском отделении Сбербанка, после чего фирма некоторое время, как положено, отчитывалась перед чиновниками комитета.
А в 2002 году ООО «Торговая фирма «ТВ Спектр» неожиданно прекратила свое существование. КТЗ подал иск в арбитражный суд, который обязал «ТВ Спектр» выплатить возвратную часть. Но когда судебные приставы пришли исполнять решение и описывать имущество, они наткнулись на голые стены. Впрочем, тогда дело огласке предавать не стали, а утраченные деньги списали под благовидным предлогом.
Но в 2003 году пакет документов по «ТВ Спектру» случайно попал на глаза оперативников УБЭП Москвы. Они запросили всю отчетность в КТЗ, взяли объяснения всех бывших сотрудников фирмы, кроме г-на Ладыгина, которого тогда найти не удалось. После этого выяснилось, что никаких рабочих мест в «ТВ Спектре» никогда не создавалось, а все полученные по программе занятости населения деньги пропали. Материал был направлен в Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы, которое в апреле 2004 года и возбудило дело о покушении на мошенничество (ст. 159-3 УК РФ).
Как установило следствие, г-н Тимакин, который подписывал документы по получению субвенции от КТЗ, на самом деле гендиректором не являлся. Работой фирмы он вообще не занимался, а был специально принят на работу в качестве "старика Фукса" -- для подписи документов, чтобы было на кого в случае чего свалить вину. За это г-н Тимакин получал ежемесячную зарплату 200 долл. Инициатором же заключения договора был коммерческий директор Александр Ладыгин.
Как установило ГСУ, уже через две недели после поступления денег от КТЗ г-н Ладыгин сообщил сотрудникам фирмы, что решил обналичить все средства -- якобы так удобнее было расплачиваться за купленное оборудование. Поскольку через месяц нужно было представить первый отчет комитету о проделанной работе, г-н Ладыгин приказал начальнику отдела кадров фирмы Татьяне Сафоновой оформить на работу новых сотрудников по спискам, которые сам и предоставил. Следствие же установило, что часть этих людей были вообще вымышленными персонажами, а часть -- уволенными в запас офицерами и пэтэушниками, которые понятия не имели, что работают в «ТВ Спектре». В свое время их просто попросили заполнить анкеты, за что заплатили по 300 рублей.
Как выяснили следователи, в течение всего 2001 года раз в месяц в «ТВ Спектр» приезжали проверяющие из КТЗ. Они честно интересовались, почему на фирме не видно новых работников и нового оборудования. Но г-н Ладыгин объяснял, что одни работают на дому, другие уехали в командировки, а третьи отправились на прием заказов. По поводу оборудования г-н Ладыгин показывал в подвале штабель коробок из-под компьютеров, объясняя, что их еще не успели распаковать. Этим ревизоры удовлетворялись и уходили до следующего раза.
Куда делись деньги, полученные «ТВ Спектром» под расширение, следствию выяснить не удалось. Всю полученную сумму г-н Ладыгин обналичил в течение трех месяцев, поместив их в арендованную ячейку в Банке Москвы. Затем купил участок земли и джип BMW-Х5, которые позже продал. Потом, как выяснили следователи, все деньги были размещены г-ном Ладыгиным на счетах 12 разных банков, а затем переведены в несколько фирм-однодневок, после чего следы «рабочих» миллионов потерялись.
Задержали г-на Ладыгина в конце 2004 года на съемной квартире. Он полностью отрицал свою причастность к пропаже бюджетных средств. Тем не менее ему предъявили обвинение в мошенничестве, а г-ну Тимакину -- в пособничестве, поскольку документы подписывал именно он.
В суд дело «ТВ Спектра» было передано еще весной, но начало процесса несколько раз откладывалось из-за того, что г-н Ладыгин якобы пытался перерезать вены. Следователи полагают, что он специально симулирует попытки самоубийства, затягивая начало суда. Очередное начало суда назначено теперь на 17 сентября.
Екатерина КАРАЧЕВА