Время новостей
     N°139, 03 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2005
Шаляпинский шансон
Неизвестные владения знаменитого русского певца
Об имении Федора Шаляпина в местечке Жанври под Парижем в опубликованных в России биографиях артиста нет никаких сведений. Однако в одном из писем, написанных незадолго до смерти (в начале 1938 года), Шаляпин сообщает своей старшей дочери Ирине в Москву о желании приобрести для отдыха дом недалеко от Парижа. Через месяц он уже приглашал дочь во Францию погостить в купленном доме. Помимо него у Шаляпина с середины 20-х годов было еще одно имение на берегу Бискайского залива недалеко от испанской границы -- в Сен-Жан-де-Люзе вблизи Биаррица. Но именно Жанври он называл райской местностью.

И вот однажды, просматривая подшивку парижской газеты «Русская мысль», представители Межрегионального шаляпинского центра обнаружили сообщение о свадьбе молодой четы русского происхождения в «бывшем имении Шаляпина в Жанври».

Небольшой поселок с несколькими улочками, застроенными двух- и трехэтажными домами, находится в 15 минутах езды на машине от станции пригородной электрички Орсэ-Вилль в 40 км от Парижа. Березовая аллея ведет к замку XVII века, окруженному рвом с водой из небольшой речушки Муллерон. На центральной площади -- фонтанчик и церковь Иконы Божьей Матери на холме Кармель, отдельные фрагменты которой относятся к XIII веку.

Вилла на улице Большого Кедра, которую купил Шаляпин, была построена в конце XIX века. Еще до покупки дома Шаляпиным к нему с двух сторон были пристроены два флигеля, в которых сейчас располагаются кухня и гостиная. В двухэтажном доме около десяти комнат и вестибюль с каменным полом. Винтовая деревянная лестница ведет на второй этаж, где были комнаты младшей дочери Шаляпина Даси и его жены Марии Валентиновны. Войдя в дом с улицы Большого Кедра, через банкетный зал можно выйти в парк: большой зеленый луг, живописный пруд, каменные стены забора увиты плющом, большие деревья создают тень в солнечную погоду.

Сам Шаляпин появился в имении только несколько раз. Сохранилось большое кресло в углу гостиной на первом этаже, в котором, по преданию, он любил сидеть. Во времена Шаляпина оно было обтянуто шелком в синюю и зеленую полоску, но с тех пор обивка не раз менялась. Нынешние хозяева рассказывают, что в гостиной висела фотография Шаляпина с собакой и портрет, изображающей артиста у рояля, написанный его сыном -- художником Борисом Шаляпиным (перед продажей дома Мария Валентиновна продала эти реликвии).

После войны виллу снимала семья Головановых. Леонид Кузьмич Голованов хорошо знал Шаляпина еще по Москве, где он занимался перевозками у купцов Абрикосовых, владевших до революции кондитерской фабрикой (сейчас это концерн «Бабаевский»). Голованову принадлежало 200 лошадей, на которых перевозили муку, сахар, кондитерские изделия. Именно он, зная, что Шаляпин ищет загородный дом, рекомендовал ему купить виллу Le Chanson, которую продавал известный в то время французский шансонье Винсан. Шаляпину очень понравилось название виллы, и он сразу же согласился ее приобрести. Что-то в ее облике даже напомнило ему о России.

Когда Мария Валентиновна вместе с Дасей вернулись в Париж из Америки, куда они уезжали после смерти Шаляпина в конце 30-х годов, они иногда появлялись в Жанври. Сохранились фотографии, запечатлевшие застолье в парке около дома: Дася привозила с собой компанию молодежи. Но все-таки в 1947 году Мария Валентиновна решила продать имение.

Купили его Головановы -- сын Леонида Кузьмича Игорь и его жена Анастасия Владимировна, которая и сейчас живет в этом доме вместе с дочерьми.

Любопытно, что теперешние хозяева являются потомками купеческой семьи Абрикосовых. Дед Анастасии Владимировны Алексей Алексеевич Абрикосов каждый год для поправки здоровья приезжал в Ниццу. И уехав туда в очередной раз перед первой мировой войной, он так больше и не вернулся в Россию.

Теперь территория бывшего шаляпинского имения поделена на три части между тремя хозяевами, а сам дом принадлежит одной из дочерей Головановых.

Владеть таким большим имением непросто из-за огромных расходов на его содержание. Поэтому по выходным дом превращается в гостевой. Здесь проходят приемы, сюда приезжают, чтобы справить свадьбу, юбилей или какое-то другое знаменательное событие.

Многие французы, которые бывают в доме, практически ничего не знают о его бывшем владельце. Но теперь в одной из комнат на первом этаже под фотографией Шаляпина середины 30-х годов есть небольшая витрина с материалами, подаренными нынешним владельцам представителями Шаляпинского центра.

Елена ЛЕБЕДЕВА, Надежда ПТИЦЫНА