Время новостей
     N°139, 03 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2005
Пропускной режим
Генерал-лейтенант МВД принял командование особыми экономическими зонами
Бывший помощник премьера, еще раньше занимавший должность замминистра экономического развития и торговли, генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов вчера впервые предстал перед журналистами в новом качестве -- как глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ).

Г-н Жданов привычно напомнил об ожидаемой позитивной роли зон в деле удвоения ВВП и пообещал «сделать все, чтобы эту идею не изгадить». Но довольно неожиданно выяснилось, что у будущих зон есть еще одна гуманитарная, почти физиологическая миссия. По словам г-на Жданова, одна из задач зоны -- «торможение оттока мозгов».

Как известно, пока планируется создавать в России зоны двух типов -- технико-внедренческие (по типу наукоградов) и промышленно-производственные (для производства товаров высокой переработки). Осенью в закон об особых экономических зонах планируется внести поправки, создав третий тип -- туристическо-рекреационные. Резиденты зоны получат ряд преференций, в том числе и налоговых. Однако на свободу деятельности будут наложены ограничения, чтобы зоны не превратились в «налоговые дыры».

Решать эпохальную задачу создания точек роста новой экономики предстоит центральному аппарату специализированного агентства общей численностью 100 человек и территориальным отделениям по 20 сотрудников в каждом.

В сентябре агентство начнет принимать заявки от желающих организовать зону в своем регионе, а к декабрю уже будут известны имена счастливых победителей конкурса. В том, что желающих будет много, г-н Жданов не сомневается. «У нас уже есть крупные инвесторы. И вопрос стоит не как их найти, а кого из них пускать», -- пояснил он.

Впрочем, с крупными инвесторами не все так просто. Хотя конкурс еще и не начинался, лоббисты отдельных проектов уже существуют в больших количествах. Так, Московская область уговаривает взять на рассмотрение проект создания отверточного производства автомобилей концерном Volkswagen. «Мы им отказали, -- заявил чиновник. -- Ford и Toyota вошли без преференций, и согласиться на это предложение -- значит нарушать условия конкуренции». Впрочем, если германский автогигант согласится сменить относительно богатое инфраструктурой Подмосковье на какой-нибудь депрессивный регион, агентство готово еще раз подумать над его предложением.

Пока у губернатора Московской области Бориса Громова взяли только один проект -- создание технико-внедренческой зоны в подмосковной Дубне. Зато проект этот, по словам г-на Жданова, самый проработанный. За ним следует аналогичный проект в Томске, остальные пока проработаны не так хорошо.

Кроме того, российскими особыми зонами очень заинтересовался Китай, на чей опыт и опирались авторы закона из Минэкономразвития. От Пекина поступило сразу два предложения, рассказал глава агентства. Во-первых, они хотят принять участие в работе всех создающихся зон. А во-вторых, выступили с идеей создания зоны с государственными, а не частными инвестициями. Ответа от российского правительства пока не поступило.

На создание инфраструктуры для будущих зон в бюджете-2006 заложено 8 млрд руб. Столько же должны потратить региональные власти. Для сокращения сроков подготовки к началу работы зон принято решение открывать зоны в местах, где уже существует транспортная инфраструктура, и допускать частных инвесторов. Впрочем, чиновник отверг обвинения в том, что у нас долго строят. «Я сам был председателем совета директоров одной строительной компании (речь идет о ЗАО СУ-155, строившем здание фундаментальной библиотеки МГУ. -- Ред.). И могу компетентно сказать -- строить быстро мы умеем», -- заявил г-н Жданов. Правда, он не счел нужным упомянуть, что строительство сопровождалось рядом скандалов. В частности, финансировавшее строительство ЗАО «Интеко» подозревало генподрядчика в завышении сметы.

Вера СИТНИНА